Узоры, рождённые молотом

1989г N4. Металлург.

А. Навроцкий, м. Белоглазова

Узоры, рожденные молотом

В Париже в 1900 г. на Международной промышленной выставке премия Гран-при была присуждена пальме из далекой России. Как же попала она на промышленную выставку и почему была оценена так высоко?

Экспонат, поразивший искушенную французскую публику, был откован кузнецом Юзовского завода А. Мерцаловым с помощником- молотобойцем Ф. Шпариным. Перед отправкой за границу уникальное произведение (рис. 1) экспонировалось на Всероссийской промышленной выставке в Нижнем Новгороде и получило высокую оценку не только специалистов, но и людей искусства и широкой публики. Журнал «Горнозаводской листок» писал: «Пальма сделана из одного рельса. Ее ствол несет на себе десять листков и вверху заканчивается венчиком. Высота подлинно художественного изделия — 3 м 530 мм. Молот и зубило — вот единственные инструменты, которыми пользовались кузнецы*. А вот что писали другие газеты того времени: «Пальма поражает зрителей высотой, стройностью, удивительным изяществом. Ее темные, рассеченные листья, веером расходящиеся от ствола, были так легки, а тонкий шершавый ствол так гибок, что вначале было трудно поверить, что это не живое растение, вывезенное с кавказского побережья, а тончайшее произведение искусства. Всем хотелось потрогать ее руками*.

Высокая оценка русского кузнечного искусства не явилась неожиданностью для организаторов выставки, так как Россия всегда славилась народными мастерами и умельцами: достаточно вспомнить каслинских литейщиков, уральских камнерезов, тульских и Златоустовских оружейников. О мастерстве кузнецов-художников говорят уникальные кованые ограды, козырьки подъездов, кружевные навершия и витые ручки-стукала.

 01Рис. 1. Кованая пальма

 02Рис. 2. Решетки в стиле русского барокко середины XVIII века (утрачены)

 Кузнечное дело — самое древнейшее ремесло человечества, связанное с металлом. Художественная ковка на территории нашей страны широко применялась уже в VII веке до н. э. в районах Причерноморья, Северного Кавказа, Южного Урала. Однако художественный кованый металл в архитектуре начал применяться в период могущества Киевской Руси. В это время строятся величественные соборы в Киеве, Новгороде, Полоцке, Пскове, и кузнецы принимают в этом активное участие: куют мощные связи — «тяжи* для скрепления стен, «журавцы*, для куполов и шатров, а также художественные решетки на окна, жиковины и витые ручки на двери, ставят «расцветшие* кресты...

Вначале оконные решетки монастырских построек и церквей имели простой рисунок и несли охранную функцию. Со временем проемы окон увеличиваются и кованые решетки становятся уже украшением здания. Их рисунок усложняется, и появляются «ячеистые*, «косящатые» и «крещатые* решетки, а также решетки с замысловатыми извивами прутьев, перекрестия которых охватывались специальными «скрепами* и украшались различными розетками — «репьями*. Эти относительно небольшие изделия ковались мастерами в небольших кузницах, а крупные заказы изготовлялись уже на заводах. Так, на Пушечном дворе в Москве ковались тяжелые ворота для Кремля и Китай-города, различные оконные решетки, флюгеры и навершия. Для ковки здесь использовались хвостовые вододействующие молоты.

В XVII веке в крупных городах страны начинается строительство дворцово-парковых ансамблей и многие кузнечные мастерские переходят на изготовление больших и малых оград. Русские мастера не только знали технологию ковки, но и обладали большим художественным вкусом. Созданные ими ограды и решетки не терялись на любом фоне, были выразительны и производили впечатление как вблизи, так и на расстоянии. Красота этих решеток заключалась в соразмерном сочетании художественных элементов и их ритмичности.

В Москве сохранилось много памятников  кузнечного искусства и ремесла. Так, в палатах Кремля можно видеть «золотую решетку* XVII века, которая состоит из повторяющихся в каждом квадрате извивов стержней с различными завитками.

 

 03Рис.3 

 04Рис.4

 

С развитием металлургии в России и с увеличением выпуска железа кованый металл в архитектуре Москвы применяется все шире. Особо оригинальную группу оград составляют решетки второй половины XVIII века, выполненные в стиле русского барокко (рис. 2). Мощные каменные столбы оград контрастируют с легкими и изящными коваными узорами. Рисунок ограды декоративен и наряден — растительные побеги, спирали и фантастические листья, устремленные вверх — все это усиливает эффект воздушности решетки и гармонично сочетает ее с окружающей природой. Сам рисунок несимметричен, но орнаментация его настолько уравновешена и доведена до такого высокого художественного мастерства, что ни один элемент нельзя изъять, не нарушив всю композицию. Это говорит о высоком вкусе и большом мастерстве московских кузнецов. Познакомиться с образцом такой ограды можно на Ново-Басманной улице у церкви Петра и Павла (рис. 3) или у церкви Ивана-воина на улице Димитрова, или у Тихвинской надвратной церкви Донского монастыря.

Используя растительные элементы, кузнецы изготовили и ограду двора бывших палат боярина Волкова, что в Большом Харитоньевском переулке, но здесь рисунок полностью симметричен и составлен из круговых извивов стеблей, оканчивающихся плоскими листочками (рис. 4). В узлах стебли перехвачены красивыми штампованными розетками. Столбы ограды — металлические и поддерживаются контрфорсами из кованого витого стержня квадратного сечения.

 По мере развития промышленности ручная художественная ковка заменяется машинной, широко используется прокат круглого, квадратного и прямоугольного сечений, и это сказывается на рисунке металлических изделий. В основе орнамента решетки лежат простые геометрические формы: прямые линии, окружности, по периметру извивается «меандр», навершия оформляются в виде шаров или пик. К этому периоду относятся ограды, выполненные в стиле московского классицизма; у зданий Музея революции, Библиотеки имени Ленина (Пашкова дома — рис. 5), Института имени Склифосовского.

Великолепно смотрятся ажурные кованые решетки на фоне бывших дворцовых, построек подмосковных усадеб Кусково, Кузьминки, Архангельское. Владея многочисленными кузнечно-слесарными мастерскими в городе Павлово на Оке, граф Шереметьев украсил свою вотчину в Кускове шедеврами искусства. Оконная решетка грота (зодчий Ф. Аргунов) напоминает по рисунку растительность подводного царства, а ограда и балконные решётки Эрмитажа выполнены в строгом стиле, что придает парадность и подчеркивает красоту здания.

Наибольшее число оград и решеток конца XIX начала XX века в Москве выполнено в стиле модерн. Асимметричные извивы кованых стеблей создают плавный, текучий орнамент из сливающихся, переплетающихся диковинных растений. Рисунок с решеток зачастую переходит, уже в камне или гипсе, на стену дома, разливается по всему фасаду и заканчивается мощными волнами на карнизе дома или в рисунке парапета крыши. В качестве примера можно назвать решетки музея М. Горького (бывший дом Ряб Ушинского), гостиниц «Метрополь» и «Националь», ряда домов по улице Горького и Бульварному кольцу и т. д. (рис. 6).

 

 05Рис.5

 06Рис. 6. Решетка в стиле модерн (особняк в Кропоткинском переулке)

 

И уж подлинной —кузнечной симфонией» можно назвать кованый зонт над входом в аптеку № 1 на улице 25 Октября (рис. 7) — небезынтересно напомнить, что построенный архитектором А. Эриксоном в 1899 г. дом этот принадлежал братьям Третьяковым. Вся конструкция зонта собрана из довольно сложных кузнечных изделий: сверху, словно свечки, выстроились витые шишечки с листочками и завитками, основу боковых и лицевой стенок зонта составляет ромбовидная сетка с перехватами в узлах и с гирляндой по нижнему краю. По углам зонтика смешиваются стилизованные бутончики, а по боковым кронштейнам затейливо извиваются листья аканта.

А вот другой —зонтик», раскрывшийся неподалеку от первого над входом в здание Историко-архивного института (бывшая Синодальная типография). Кузнецы выполнили его в псевдоготическом стиле. Рисунок кованых элементов как бы вычерчен при помощи циркуля и линейки: прорезные трилистники, четырехлопастные розетки, стрельчатые арки. Железное кружево зонта сливается с каменной резьбой пилястров здания и, —захватывая» стрельчатые окна и арки, возносится к парапетам крыш и, навершиям.

Присутствие кованого декоративного металла создает неповторимый облик московских улиц и переулков, делает их красивыми и уютными, вносит гармонию в окружающую нас городскую среду.

В центре Москвы здание Государственного банка отгораживает от Неглинной улицы прекрасная узорная решетка из полосового железа (рис. 8). А ковалась она в маленькой кузнице во дворе дома № 8/9, что на углу 4-й Тверской-Ямской и 1-го Тверского-Ямского переулка мастером-кузнецом Евграфом Сергеевичем Куприяновым. Рисунки своих многочисленных работ он придумывал сам, и считался в Москве одним из добросовестных и дешевых мастеров. Евграф Сергеевич не был обучен грамоте, и все изделия свои творил по наитию. Произведения кузнеца-художника часто экспонировались на кустарно- промышленных выставках.

 До Великой Отечественной войны на улице Горького, Садовом кольце, Ветошном переулке, со стороны нынешнего ГУМа встречалось немало его работ. Кроме ограды на Неглинной известна еще одна, почти сохранившаяся решетка тоже из полосового железа. Она находится возле Института нейрохирургии им. Н. Н. Бурденко. Орнамент решетки был так хорош, что Николай Николаевич Бурденко, заняв во время войны здание под госпиталь, приказал наглухо запереть парадные воротца, а рядом с въездными оборудовать проходную будку дабы уберечь художественный металл от порчи и разрушения. 

 

А однажды в Ленинград приехал пожилой, очень знатный англичанин. Усевшись на раскладной стульчик, он впился глазами в стройные контуры решетки и попросил оставить его одного. Так неподвижно просидел он до утра, любуясь, как меняется металл в призрачном свете белой ночи. Утром старый лорд сказал: — Больше мне ничего не надо. Теперь я могу спокойно умереть. Я видел чудо, совершенство красоты и гармонии».

Из архивных документов известно, что тульские кузнецы-оружейники выполняли заказы и для Царского Села. Решетка и парадные ворота Екатерининского дворца были собраны из сотен деталей, причем каждая из них расписана тончайшим узором, на бронзовых частицах выгравированы стилизованные веточки и розетки разных очертаний. И все они переливаются золотом чеканки. Общая протяжённость художественных кованых решеток и оград на улицах и набережных Ленинграда свыше 50 км.

Постепенно с развитием прокатного и кузнечно-штамповочного производств мастерство художественной ковки приходит в упадок, почти совсем забываются многие технологические приемы этого древнейшего ремесла, нарушается преемственность. В архитектуре и строительстве все реже находит применение декоративный кованый металл, вытесняемый сварными конструкциями из прокатных профилей.

Художественная ковка начала упрощаться, все меньше оставалось мастеров, кто сумел бы отковать ограду, реставрировать или просто починить старинные решетки, козырьки подъездов. В результате большое количество уникальных произведений народного искусства и мастерства было утрачено. Да и сейчас, в наши дни, тоже нередко можно видеть картины варварского отношения к прекрасным образцам художественной ковки.

И все же огонь Гефеста не погас! Отдельные его искры, чуть тлеющие по различным кузницам, начинают разгораться все ярче! И уже много сделано на пути возрождения этого прекрасного ремесла.

В 70-е годы в Абрамцеве под Москвой при Школе народных ремесел начинают готовить кузнецов-художников, а в Суздале создаётся первое художественное училище с отделением кузнецов-реставраторов художественного металла. Всем процессом обучения руководит там знаменитый кузнец булатных и дамасских сталей Вячеслав Басов.

Созданный несколько раньше, в 1975 г. в Салтыковке Музей кузнечной науки и техники становится специализированным научно-исследовательским и культурно-просветительным центром в области истории кузнечного дела и художественной ковки.

В ноябре — декабре 1988 г. лучшие произведения кузнецов-художников — участников III Всесоюзного фестиваля мастеров художественной ковки, — а также ряд экспонатов из фондов Музея кузнечной науки и техники демонстрировались на выставке *Мелодии огня* в выставочном зале Всероссийского общества охраны природы на Калининском проспекте в Москве.

Здесь были представлены работы из многих городов Советского Союза. Кузнец с 1-го Московского часового завода К. Шацкий показал интересную композицию каминных приборов, состоящую из фигурной вешалки с лопаточкой для угля, щипцов и кочерги, а также каминной решетки и подсвечников. Композицию венчала кованая семи рожковая люстра с витыми шишечками.

07Рис. 7. Кованый зонт над входом в аптеку № 1

 Интересные работы были показаны лауреатом премии Ленинского комсомола ленинградским кузнецом-художником Л. Быковым, например, кованый ушат с ковшом, увидев который сразу понимаешь, что мастер хочет — поговорить» с вами о пользе хорошей русской бани. А художник улыбается: - правильно поняли.» *С легким паром!» — приветствует он зрителей надписью к композиции. А вот другая работа Л. Быкова — * Полдень» — это целая кованая картина, пейзаж летнего дня.

В. Тумов, кузнец из Свердловска, создал философскую композицию из литого и кованого металла в память героев Чернобыля. Она представляет собой спираль из разбегающихся струй застывшего металла с гвоздиками.

Стихия огня сродни окружающей нас природе, поэтому так много работ было посвящено воспеванию ее красоты и гармонии: букетом из кованых цветов приветствовал посетителей выставки кузнец из Архангельска В. Макеев, металлическими листьями шумело волшебное дерево из Армении — его отковал кузнец из Ленинакана Л. Агабабьян. С композицией кованых изделий выступили молодые кузнецы из МГПИ им. В. И. Ленина (руководитель В. Сидоренко). С большим интересом знакомились посетители выставки с работами кузнецов-художников Н. Фирсова (г. Тула), Р. Сташкуса (г. Каунас), А. Биловола и А. Литвинова из Донецка, Коваля (Днепропетровск), А. Еремина (Челябинск) и др.

Многие кузнецы в Москве, Ленинграде, Киеве и других городах стали объединяться в кооперативы. Так, в Москве кооперативы — Прометей» (руководитель С. Черенков) и * Кузнец» (руководитель А. Глазков) создают разнообразные изделия для украшения города и интерьеров промышленных предприятий.

В 1988 г. в стране организованы первые кружки и школы кузнецов: в Москве при школе № 293 — кружок *Юный кузнец» (руководитель А. Навроцкий), в Алма-Ате при заводе АЗТМ — школа художественной ковки (руководитель кузнец-художник Ю. Пархоменко).

Интерес к художественной ковке с каждым годом все растет и хочется надеяться, что эта Небольшая статья поможет читателю по-новому взглянуть на такие привычные кованые решётки, ограды, козырьки подъездов и увидеть красоту кованого металла, оценить мастерство талантливых русских кузнецов-художников.