Первый в стране выпуск технологов-художников

Металлург 1996г №9

Пять лет назад в Московской Государственной Академии приборостроения и информатики (МГАПИ) был организован прием на новую спе­циальность «Технология художественной обработки материалов». С этого времени началась подготовка (впервые в России) технологов-художников по четы­рем основным направлениям: художественная обра­ботка металлов давлением (художественная ковка, чеканка, давильные работы, штамповка, прокатка и прессование); художественное литье и эмалирование; технология соединения материалов при изготовлении художественных изделий и технология изготовления художественных изделий из неметаллических матери­алов (обработка дерева и камня, декоративные и за­щитные покрытия и др.).

Специальность «Технология художественной обра­ботки материалов» — одна из новых программ, кото­рая объединяет гуманитарные и технические дисцип­лины и позволяет на научной основе применять как старинные, так и новейшие технологии для изготовле­ния художественных изделий в единичном, мелкосе­рийном и массовом производстве. В период обучения студенты изучают не только стандартный набор обще­образовательных и общеинженерных дисциплин, ха­рактерных для технических вузов, но и гуманитарные дисциплины, которые изучаются в художественных вузах, такие как: рисунок, живопись и цветоведение, композиция, скульптура, история искусств и др.

Как будущим технологам, студентам преподава­лись такие предметы, как технология художественного литья и ковки, технология механической обработки и сборки, технология нанесения декоративных и защит­ных покрытий и многие другие.

Кроме теоретических дисциплин, будущие техно­логи-художники много времени уделяли практическим занятиям по рисунку и живописи, лепке и урокам ма­стерства. Все студенты независимо от специализации проходили практику по мастерству по всем направле­ниям: они ковали и отливали, паяли и сваривали, за­нимались декоративными и защитными покрытиями. И только после второго курса студенты, изучив все направления, выбирали направление, по которому они будут выполнять курсовой и дипломный проекты. Кро­ме теоретических курсов и практических занятий, сту­денты повышали свою квалификацию в мастерских ху­дожников, на заводах и фабриках по производству художественных изделий. Наиболее одаренные прини­мали участие в различных художественных выставках и Олимпиадах. Так, выпускник С.П. Дмитриев, специ­ализирующийся по художественной ковке, был участ­ником III Кузнечной Олимпиады молодежи и школьни­ков; а В. Ермолаев — участником межвузовской худо­жественной выставки.

Большое значение для формирования гармоничной личности имеет «Фонд развития образования, науки и искусства», созданный в 1994 г, для распре­деления персональных стипендий, премий и медалей фонда за лучшие технологические разработки, расши­ряющие возможности творчества и повышающие кон­курентоспособность художественной продукции; уча­стия в ежегодных выставках творческих работ учащих­ся в России и за рубежом; направления лучших уча­щихся и преподавателей на стажировки в образовательные учреждения европейских стран соответству­ющего профиля; написания учебно-методической ли­тературы для специальных учебных заведений худо­жественно-технологического направления.

Следует отметить, что учиться по этой специальности довольно тяжело, так как надо обладать и художе­ственными наклонностями, и иметь техническое мыш­ление. Поэтому из набора 20 человек до дипломного проекта дошло всего 14, но тех, кто защитил дипломы с квалификацией инженера технолога-художника, можно смело назвать Инженерами с большой буквы. Многие из выпускников работали по теме своего дипломного проекта с третьего или четвертого курсов. Необходимо было не только собрать по теме дипло­ма теоретический материал, но и изготовить художе­ственное изделие, дать технологию его изготовления в производственных условиях. Однако, несмотря на сложность дипломного проектирования, многие выпускники выполнили реальные проекты с внедрени­ем, так М. Сахирова, специализирующаяся по художе­ственной ковке, сделала рисунок оконнных решеток и козырька подъезда, согласовала его с заказчиком, изготовила рабочие чертежи и вела авторский надзор за изготовлением решеток и их установкой на объект. Студент С. Дмитриев, проходя преддипломную практи­ку в АОЗТ «МКТ-КАРИЧ», изготовил оригинальную ка­минную решетку «Жар-птица» и организовал на предприятии участок художественной ковки. Дипломники Наталья Белоус и Ольга Воронова изготовили специ­альным методом литья художественную миниатюру «Кабанчик» и перстень, дав подробное описание технологического процесса их изготовления.

Интересные работы сделали студентки Наталья Новикова и Екатерина Лебедева (технология соедине­ния художественных изделий), они изготовили брошь «Ключ Бердслея» и браслет. Две Татьяны — Дилектор­ская и Лактинова (художественные изделия из неме­таллических материалов), проходя преддипломную практику на предприятии «Гжель», не только ознакоми­лись с технологией изготовления изделий, но и осво­или такие операции, как обжиг и раскраска. При выпол­нении дипломного проекта они изготовили изделия та­кого высокого качества, что они сразу пошли в серию!

Хочется отметить, что первая Государственная эк­заменационная комиссия по специальности «Техноло­гия художественной обработки материалов» прошла на высоком уровне, не было ни одной оценки «удов­летворительно» и всего две оценки «хорошо», осталь­ные «отлично». Доклады и ответы на вопросы были лаконичными и грамотными. Одна из выпускниц (Т. Дилекторская) была рекомендована ГЭК в аспирантуру.

В настоящее время закончено комплектование первого курса, многие из ставших студентами имеют дипломы мастеров по изготовлению художественных изделий.

© А.Г. Навроцкий
кандидат технических наук, доцент МГАПИ