Учиться мастерству

Металлург 1996г. №3

С давних времен в народе почиталось кузнечное дело. Славился кузнечным искусством и г. Александров, где изготовление кованых изделий получило широкое развитие с XVII в. Кузнецы поставляли на рынок топоры, долота, заступы, ножи, а также решетки для окон и оград, замки и многое другое.

В сентябре 1778 г. по указу Екатерины II Александрова слобода, бывшая до этого дворцовым селом, преобразована в город Александров Владимирской губернии. В 1781 г. Александров получил свой герб, на котором изображены две наковальни и слесарные тиски. Такой герб указывает на многовековое развитие кузнечного ремесла в Александровской слободе. Кузнечный промысел оставался одним из основных и на протяжении XVIII и XIX вв.

Однако с развитием промышленности все меньше и меньше становилось кузнецов, и с течением времени кузнечное дело в городе почти совсем заглохло. В последние годы работа по возрождению и развитию народных промыслов и ремесел активно ведется во всех городах и районах Владимирской области. В Александрове уже более двух лет действует Центр развития художественных ремесел при городском отделе культуры. Основная задача центра — обучение подростков и молодежи различным видам декоративно-художественного ремесла.

Работники центра задались целью возродить кузнечное дело. Была открыта мастерская, в которой изъявили желание обучаться ребята от 15 до 17 лет. Обучает их В.А. Вавилкин — мастер кузнечного искусства. Разработана специальная двухгодичная программа, а для занятий используется кузница железнодорожного депо, где имеется необходимое оборудование.Рис 1. На II Всероссийской кузнечной олимпиаде молодежи и школьников в июне 1994 г. (г. Балашиха Моск, обл.) двое воспитанников Виктора Александровича завоевали первые места за интересные работы

Рис 1. На II Всероссийской кузнечной олимпиаде молодежи и школьников в июне 1994 г.
(г. Балашиха Моск, обл.) двое воспитанников Виктора Александровича завоевали первые места за интересные работы

Как у всякого хорошего кузнеца, у Виктора Александровича есть свои навыки и секреты, которые он стремится передать юным ученикам. Начав с наиболее простых работ, сейчас уже они изготавливают различные художественные изделия: светильники, подсвечники, дверные скобы и ручки, каминные наборы и другие предметы. Так же, как и традиционную старинную ковку, изделия юных мастеров отличают пластичность, неповторимость линий, ясное композиционное решение.

Рис.1. Витраж театра кукол. Сталь, цветное стекло. Авторы Н. Марченко, А. Лисин

Рис.2. Люстра. Сталь, латунь (ковка, сварка)

Рис. 2, 3. Работы учащихся центра

Можно надеяться, что в г. Александрове возродится старинное кузнечное искусство, и продолжат эту традицию молодые мастера — выпускники центра развития художественных ремесел. Например, учащиеся центра Эдик Антонов и Дима Макаров вместе со взрослыми мастерами участвовали в масштабной работе для киноконцертного зала «Южный» — изготовлении кованой решетки и витражей. Эта работа явилась своеобразным итогом утверждения созидательной деятельности Александровского центра.

На базе Александровского центра развития ремесел создан клуб ЮНЕСКО «Подмастерье», при котором работают мастерские художественной ковки, ручной вышивки, художественной обработки камня, лоскутного шитья. Работы ребят были представлены на выставках в Славянском центре (Москва), участвовали во Владимирских праздниках Славянской письменности и культуры, в ЦДХ на Крымском валу (Москва) в рамках благотворительной акции «Земля прости и спаси», побывали в г. Орландо (штат Флорида, США).

С давних пор мастеров и художников привлекало разнообразие расцветок и узоров камней: селенита, лазурита, агата, оникса и др. Работники Александровского центра попробовали совместить ковку с природным камнем — получилось красиво, эффектно. Подростков заинтересовала техника обработки камня, и сейчас это ремесло осваивают более 20 человек. С ними занимается Р. А. Дегтярев — доцент научно-исследовательского института синтеза минерального сырья.

В процессе обучения, помимо обработки, ребята изучают природные свойства камней, их применение в различных отраслях промышленности и прикладном искусстве.

Все работники центра во главе с директором Н.В. Смирновой — талантливые люди, в совершенстве владеющие каким-либо ремеслом, которое они вдохновенно передают своим ученикам.

Однако существует большая Проблема хозяйственно-бытового плана — кузница в локомотивном депо — это помещение сугубо производственное, повышенной опасности, и заниматься здесь можно только вечерами.

Администрация центра после длительных поисков подобрала более подходящее помещение (бывшие железнодорожные бани), которое можно было бы приспособить под мастерские — кузнечные и камнеобработки. С целью дальнейшей реконструкции помещение взято в долгосрочную аренду, но городу не под силу оплачивать расходы на финансирование строительства. Поэтому проблема остается неразрешенной.

А ведь привлекая подростков, молодежь к занятиям в различных мастерских, работники центра помогают городу решить проблему занятости, профессионального обучения, а обществу — воссоздать традиционные русские промыслы и ремесла.

© Е. Иванова