Чугунные кружева петрозаводских мастеров

Металлург 1995г. №4

Живописуя Петербург, великие поэты России не могли не отметить значимость в красоте северной столицы металлических украшений. Александр Сергеевич Пушкин писал:

«Люблю тебя, Петра творенье,
Люблю твой строгий, стройный вид,
Невы державное теченье,
Береговой ее гранит,
Твоих оград узор чугунный,
Твоих задумчивых ночей
Прозрачный сумрак, блеск безлунный...»

Пушкину вторил М. Ю. Лермонтов:

«Из мрамора волнистого колонны
Кругом теснились чинно, а балконы
Чугунные воздушною семьей
Меж них гордились дивною резьбой»

 Высказывания поэтов можно продолжать, но мы здесь остановимся, чтобы теперь посмотреть искусствоведческие материалы.

В пояснительной записке к комплекту открыток «Чугунное кружево» говорится:

«Одно из лучших произведений русского декоративного искусства — чугунная ограда Казанского собора. Она выполнена по проекту архитектора А.Н. Воронихина. Величественная полукруглая ограда сложна по построению и исполнению. Вся композиция заключена в красные колонны из финляндского гранита. Верхняя часть решетки выполнена в характере античного орнамента. Помимо сложности композиции ограда представляет собой непревзойденный образец тонкости отливки, которая была произведена на Петрозаводском заводе. Впоследствии многие мотивы этой решетки нашли отражение в работах разных мастеров».

Рис. 1. Элементы решетки у Казанского собора (Санкт-Петербург, работа Н.А. Воронихина)Рис. 1. Элементы решетки у Казанского собора (Санкт-Петербург, работа Н.А. Воронихина)

Альбом-книга «Павловск» продолжает эту тему:

«Чугунный мостик у Храма Дружбы, созданный по проекту Карла Ивановича Росси в 1823 г. — один из лучших в Павловском парке. Отлитый на Александровском пушечнолитейном заводе в Петрозаводске, он выглядит легким, почти невесомым, особенно по контрасту с каменными устоями, на которых покоится. Покрытый чугунными плитами, мостик чуть выгнут и огражден перилами. Их сплетенные ободы, скрепленные розетками, создают тонкий ажурный рисунок. По углам мостик украшен довольно большими декоративными вазами, похожими на чаши с ручками в виде сплетенных жгутов...»

 Рис.2. Мостик в Павловске

Рис.2. Мостик в Павловске

 Эти примеры можно продолжать. Но для нас важно отметить регулярность ссылок на место, где эта чугунная красота рождалась. Место это — Петрозаводск, бывший Александровский пушечнолитейный завод, ныне — Онежский тракторный.

В период увлечения архитекторов украшениями своих шедевров художественным литьем роль Петрозаводска в создании чугунного кружева Петербурга была очень велика. И это все было не случайно.

Императрица Екатерина Вторая очень внимательно относилась к опыту деятельности Петра Великого. Когда война с Турцией совпала с восстанием Пугачева, временно лишившим Россию Уральских заводов, она вспомнила об Олонецких Петровских заводах, и в результате в Петрозаводске был построен Александровский завод. Затем, опять же по опыту Петра Великого, на новый завод был приглашен известный специалист по металлургии и литью пушек англичанин Чарльз Гаскойн, привезший с собой образцы техники, передовой опыт и специалистов Запада. Завод в Петрозаводске стал школой передового опыта для металлургии России. Когда возобновилась работа заводов Урала, работавших на богатых железных рудах и дававших более дешевые пушки, Александровский завод в Петрозаводске было решено сохранить как память о Петре Первом, как резерв на случай непредвиденных обстоятельств, как средство для сотрудничества и обмена опытом с западом.

Однако все это не освобождало администрацию завода от забот по прибыльности предприятия. И выход на прибыльность был найден в поиске заказов на сложную, дорогостоящую продукцию, одним из видов которой стало художественное литье. Исполнение сложных заказов сформировало круг высокопрофессиональных инженеров и мастеровых, которые способствовали созданию большого авторитета предприятия в среде столичных архитекторов. Подтверждение этому мы находим в исследованиях истории литейного производства. В книге «Искусство литья» А.М. Петриченко пишет:

«Интересные художественные отливки изготавливались петрозаводскими литейщиками... К выдающимся художественным отливкам можно отнести царскосельские ворота «Любезным моим сослуживцам», которые были отлиты в 1817 г. по проекту В.П. Стасова знаменитым петрозаводским литейщиком Кларком. Изумительные по творческому замыслу, красоте и исполнительскому мастерству чугунный павильон со статуей Андрея Первозванного скульптора И. Мартоса в городе Грузино Новгородской области (дача военного министра России Аракчеева) были созданы в начале XIX века В.П. Стасовым и И.С. Семеновым. Особенно красивыми были решетки террасы и литая ажурная беседка, увенчанная статуями орлов. Почти все произведения В.П. Стасова были изготовлены петрозаводскими литейщиками при участии Кларка».

Рис. 3. В.П. Стасов и И.С. Семенов. Решетка террасы в Грузино.  1820 г.Рис. 3. В.П. Стасов и И.С. Семенов. Решетка террасы в Грузино. 1820 г.

Кларк приехал в Петрозаводск мальчиком вместе с Гаскойном в 1786 г. В 1801 г. Матвей Егорович (так его именовали в России) был назначен управляющим созданного Гаскойном Петербургского Александровского чугунолитейного завода. 30 лет своей жизни отдал он формированию нового завода. Триумфальные ворота «Любезным моим сослуживцам», через которые праздновать пятилетие победы над Наполеоном входили на прием в Екатерининский дворец (г. Пушкин) участники войны 1812 г., Кларк изготовил в течение года. Самой изумительной деталью ворот были восемь чугунных колонн диаметром около метра и высотой шесть метров. Они были отлиты в течение трех месяцев в Петрозаводске и водными путями доставлены в Петербург. Когда Кларка чествовали за уникальность проделанного, он с присущей ему прямотой и честностью заявил: «Успехом своим я весьма много обязан необыкновенному проворству и ловкости русских работников».

М.Е. Кларком организована была отливка известных в Петербурге львов, катающих шар. Колесница победы над аркой Генерального штаба у Дворцовой площади, кони в упряжке на Нарвских триумфальных воротах также были изготовлены при участии Кларка, чье инженерное мастерство сформировалось в Петрозаводске.

В разное время петрозаводские литейщики отлили бюсты и статуи Пушкина, Гете, Державина, Шиллера, Суворова. В дни празднования 100-летнего юбилея завода в Петрозаводске в торжествах «участвовали» бюсты Петра Первого, Екатерины Второй и Александра Второго.

В те годы литейщики еще понятия не имели о химическом составе чугуна. Физические процессы, происходящие при его заливке в форму и остывании, еще не были изучены. Успех дела решался во многом наблюдательностью и памятливостью модельщиков, формовщиков, литейщиков. И достигнутые результаты говорят о том, что среди петрозаводчан были такие мастера, с которыми скульпторы, архитекторы и инженеры считали своим долгом делиться славой. К сожалению, имен этих мастеров история не донесла до нас. Но красота их работы осталась и радует наш глаз, воспитывает эстетические чувства.

Петродворец. В полутора километрах от знаменитых фонтанов в глубине парка стоит дача Николая Первого, носящая имя «Александрия», но чаще именуемая «Коттедж». Ее многочисленные подъезды и балконы украшены чугунным литьем из Петрозаводска. Окрашенное в белый цвет, оно кажется воздушным и легким. В книге Н. Соболева «Чугунное литье в русской архитектуре» об этом дворце написано так:

«Александрия» была закончена архитектором А. Менеласом в 1828 г. Образцом для нее послужили английские буржуазно-помещичьи дома, получившие широкое распространение по всей Европе. Можно с уверенностью сказать, что ни в одном коттедже ни в Европе, ни на Британских островах не найдется такого качества чугунного литья, как в этом. Ажурные стены террас и балконов, исполненные в готическом характере, окружают это здание со всех сторон. Все это чугунное литье было выполнено на казенном заводе в Петрозаводске».

Рис. 4. А.А. Менелае. Терраса коттеджа в парке «Александрия» в Петродворце. 1826 — 1828 гг. Рис. 4. А.А. Менелае. Терраса коттеджа в парке «Александрия» в Петродворце. 1826 — 1828 гг.

  Рис. 5. А.А. Менелае. Деталь восьмигранной беседки в парке «Александрия» в Петродворце. 1826 — 1828 гг.Рис. 5. А.А. Менелае. Деталь восьмигранной беседки в парке «Александрия» в Петродворце. 1826 — 1828 гг.

Начали мы рассказ о художественном литье Петрозаводска со строк стихотворения А. С. Пушкина. И закончим рассказ, обращаясь вновь к миру искусства. Некоторое время назад по телевидению показали фильм-спектакль «Пиратский треугольник», снятый по опере «Рита» композитора Г. Донццетти. Большинство сцен этого спектакля засняты в чугунных интерьерах дачи Николая Первого «Коттедж».

В Русском музее Петербурга можно увидеть чугунный подчасник, выполненный в готическом стиле, отлитый в Петрозаводске по моделям швейцарской часовой фирмы Мозера и Кеттерера. Таких часов отлито около 290 экземпляров 30 различных модификаций. Каждый подчасник состоял из 20 деталей, включая статуэтки. Кстати, в кабинете А.С. Пушкина на Мойке, 12 также имеются упомянутые готические часы. Историки Петрозаводска считают, что они тоже изготовлены на Александровском заводе.Рис. 6. Часы из чугуна и золоченой бронзы в готическом стиле. Олонец¬кий завод. 1834 г. (Государственный Русский музей)

Рис. 6. Часы из чугуна и золоченой бронзы в готическом стиле.
Олонец­кий завод. 1834 г. (Государственный Русский музей)

И в наше время искусство художественного литья в Петрозаводске не забыто. Несколько лет назад литейщик А.С. Малыгин по чертежам своей дочери Светланы организовал и провел отливку памятника Герою Советского Союза И.И. Ригачину, выросшему в карельской деревне Типиницы. Обращались к литейным возможностям завода и скульпторы. Но все это в наши времена случалось очень редко.

Рис. 7. Кладбище Петрозаводска — единственное место в Карелии, где сегодня можно увидеть художественное литье петрозаводчан. Луч¬шие же работы — все в бывшей столице Санкт-ПетербургеРис. 7. Кладбище Петрозаводска — единственное место в Карелии,
где сегодня можно увидеть художественное литье петрозаводчан.
Луч­шие же работы — все в бывшей столице Санкт-Петербурге

Завод уже 220 лет не выходит из пределов Екатерининско-заводской ямки за бывшей плотиной, вода с которой крутила мельничные колеса. С отливки в среднем одной пушки в день на тех же площадях завод пришел к изготовлению 50 тракторов в сутки. Сегодня стало ясно, что столько тракторов стране не нужно.

В связи с сокращением тракторного производства и с появлением заказчиков на дорогостоящее художественное литье не исключено, что на заводе вскоре возобновятся традиции исторического прошлого.

© В. Савельев,

заведующий музеем истории
Онежского тракторного (бывшего Александровского)
завода