Выставка "Кузнецы Москва"

Металлург 1995г. №3

С 23 декабря 1994 года по 9 января 1995 года в Москве в залах Центрального Дома художников Moсковским союзом кузнецов-художников и Министерством культуры Российской Федерации была организована выставка «Кузнецы Москвы». Она фактически стала презентацией Московского творческого союза кузнецов-художников (организованного в 1993 г.), объединяющего более 50 человек, которые специализируются на ручной художественной ковке металла.

Выставка не только явилась итогом первого года существования и напряженного труда московских кузнецов, но и попыткой заявить о своем статусе профессионального объединения единомышленников — художников кузнечного ремесла. Параллельно с экспонатами выставки «Кузнецы Москвы» была размещена и экспозиция коллекции современного художественного оружия, представленного галереей Авторского оружия (организованной в 1993 г. в Москве), ближайших коллег и партнеров Московского союза кузнецов-художников. Выставка продемонстрировала прекрасные образцы современной ручной ковки, позволяя увидеть широкий диапазон творческих методов,  технических приемов и материалов, а также познакомиться с новыми оригинальными «авторскими техниками» в обработке металла. Почитателям кузнечного дела хорошо известны имена ведущих мастеров ручной ковки — Агеева Г., Воробьева  М.В., Корнеева  А., Кузьмина  А., Орехова Д., братьев Панченко Л. и Д., Путилина Г., Сидоренко В., чьи талантливые работы неоднократно выставлялись у нас в стране и за рубежом. О широте и многогранности творческих поисков мастеров можно судить и по представленной здесь же графике А. Корнеева. В экспозицию включены уникальные авторские станковые произведения и декоративные композиции, рассчитанные на ассоциативное восприятие и имеющие чисто эстетическую значимость, а также вещи функционального назначения.

Г.Агеев. Напольный светильник, дровница Рис.1. Г. Агеев. Напольный светильник, дровница

  В. Сидоренко. Каминная решетка. А. Кузьмин. Кашпо, подсвечник, каминный набор Рис.2. В. Сидоренко. Каминная решетка.
А. Кузьмин. Кашпо, подсвечник, каминный набор

В выставке участвовали: Агеев Г., Баранов Ю., Воробьев В., Демин В., Емельянов А., Карельштейн Л., Кирилов П., Колочанов Н., Корнеев А., Корташов В., Кузьмин А., Мокеев В., Орехов Д., Панасенко И., Панченко Д., Панченко Л., Путилин Г., Свирлов А., Сидоренко В., Скоморовский Б., Умринин С., Усовик С.

Графические работы А. Корнеева из серии «Монахи»Рис. 3. Графические работы А. Корнеева из серии «Монахи»

В последние два десятилетия художественная ковка интенсивно развивалась, и из состояния полузабытого ремесла возродилась, став самостоятельным направлением декоративно-прикладного искусства.

В.Воробьев. Композиция «Улитка» Рис.4. В.Воробьев. Композиция «Улитка»

  А.Корнеев. Флюгер «Георгий Победоносец» Рис.5. А.Корнеев. Флюгер «Георгий Победоносец»

Экспонаты, представленные Галереей художественного оружия

Экспонаты, представленные Галереей художественного оружия

Рис. 6, 7. Экспонаты, представленные Галереей художественного оружия

В наш век совершенных технологий, когда исчезла необходимость в мускульной силе, кузнечная работа по-прежнему остается тяжелым физическим трудом, цель которого — ручное изготовление предметов быта, деталей интерьера и экстерьера общественных зданий. Современная художественная ковка сохраняет в основном тот же набор приемов и инструментария, которыми пользовались мастера в предшествующие эпохи.

Ковка — один из самых древних способов обработки металла и, прежде всего, железа в силу его универсального распространения во всех сферах жизни и деятельности человека. С помощью художественной ковки обычная повседневная вещь превращается в произведение искусства. Металл во все времена привлекал внимание своей прочностью и красотой пластического воплощения, а также неограниченной возможностью применения. В каждом доме обязательно присутствовали предметы из кованого металла: подковы, дверные ручки, замки, сундуки-теремки, красиво окованные металлическими полосами с орнаментом, светцы и праздничные пасхальные яйца.

Выставка «Кузнецы Москвы» явилась подтверждением того, что художественная ручная ковка — самодостаточная область творческой деятельности, в которой заложен огромный потенциал для совершенствования искусства «рукомесла», становления кузнеца как народного мастера и профессионального художника, и, одновременно, позволяющая взглянуть на древнее, овеянное мифами и легендами ремесло с позиций современного искусства.

© Е. Иванова
О. Новоселова