Где готовят кузнецов-художников

Металлург 1995г. №2

Несмотря на сложное положение в стране, в различных кругах нашего общества возрастает интерес к художественной ковке. Реставрация старинных и строительство современных зданий в Москве, Санкт-Петербурге и других крупных городах России, оформление интерьера банков, офисов, магазинов, а также интенсивное возведение загородных дач, особняков, коттеджей обусловили потребность в художественном металле для их отделки. Прежде всего, это оконные и дверные решетки, которые выполняют не только охранную функцию, но и придают большую выразительность архитектурному объекту.

Кованый металл стал также неотъемлемой частью интерьеров. Например, гостиная, зал с коваными наборами для обслуживания камина, зеркала в кованых рамах, затейливые подсвечники и изысканные люстры — все это необычно, оригинально. А как красиво смотрятся кованые фонари среди зелени сада или флюгера и дымники на фоне голубого неба!

Часто заказчиками кованого металла являются реставрационные организации и фирмы, им нужны самые разноплановые изделия, начиная от дверной ручки и крючка и кончая высокими оградами, иногда обшей длиной несколько километров, и большими надкупольными крестами, высота которых достигает двух и более метров.

Отсюда вытекает проблема — как подготовить и организовать в масштабе России столь востребованных ныне высококвалифицированных кузнецов-художников, как их обеспечить хорошими мастерскими и оснащенными цехами.

Рис.1

Наиболее уважаемыми и старейшими высшими учебными заведениями, в которых традиционно ведется подготовка кузнецов-художников, являются Московское высшее художественно-промышленное училище (бывшее Строгановское) и Санкт-Петербургское высшее художественно-промышленное училище им. барона Штиглица (бывшее Мухинское). В МВХПУ кафедрой «Художественного металла» заведует профессор Кравцов Н.А., а в С-ПВХПУ — профессор Изоитко А.П. Обучающиеся на этих кафедрах студенты наряду с общеспециальными дисциплинами большое внимание уделяют изучению свойств металлов и использованию их в декоративно-прикладном искусстве. Они на практике знакомятся с технологиями чеканки, выколотки и дифовки, металлопластики и ковки.

Секреты кузнечного дела студенты осваивают в кузницах, созданных при кафедрах. В МВХПУ практическим навыкам художественной ковки обучает кузнец-художник А. Скворцов, в С-ПВХПУ — В. Сохоневич, являющиеся выпускниками своих вузов. Выпускники этих вузов имеют очень высокую профессиональную подготовку, их работы в области кузнечного искусства соответствуют уровню мировых образцов. Однако подготовка кузнецов-художников в этих вузах осуществляется очень ограниченно — 5-6 человек в год, есть и определенные трудности в их распределении на работу по профилю их специальности.

Кроме этих высших художественно-промышленных училищ подготовку специалистов художественной ковки начали некоторые другие вузы. Так, в МГПУ им. Ленина на художественно-графическом факультете имеется специализация по художественной ковке, руководит которой кузнец-художник В. Сидоренко. Он собственными руками построил при факультете хорошую кузницу, что позволило всем студентам-энтузиастам изучать секреты кузнечного мастерства в своей кузнице.

С 1990 г. некоторые технические вузы России начали подготовку специалистов по новой специальности «Технология художественной обработки материалов», в которую входит подготовка специалистов по четырем направлениям: технология художественной ковки, художественного литья, технология соединения (сварка и пайка) и технология декоративных покрытий. Эта специальность открыта в Московской государственной академии приборостроения, Санкт-Петербургском государственном морском техническом университете, Северо-Западном политехническом институте (г. С.-Петербург), Екатеринбургском политехническом университете, Костромском технологическом институте. Кроме этого, специализация «Технология художественной ковки» по специальности «Машины и технология обработки металлов давлением» открыта в Новгородском политехническом институте, Московском институте стали и сплавов (технический университет), Московском вечернем металлургическом институте, Донском государственном техническом университете (г. Ростов-на-Дону), Московской государственной академии приборостроения с отделениями в городах Гусь-Хрустальный и Кимры.

Кузнецов-художников и кузнецов-реставраторов среднего звена готовят в Суздальском художественно-реставрационном училище, Абрамцевском художественно-промышленном училище, Уральском училище прикладного искусства и в Красносельском художественном училище.

С 1988 года в Москве при школе №293 началось впервые в стране экспериментальное обучение школьников 6—11 классов кузнечному делу и художественной ковке, а спустя два года открылась аналогичная школа при интернате в г. Балашиха (Московская обл.).

Теперь мне, как преподавателю кузнечного дела и художественной ковки в школе и в вузе, хочется остановиться на некоторых проблемах обучения этой профессии — самой древней в области металлообработки. Следует отметить, что подготовка кузнецов на Руси всегда начиналась с юношества, то есть мальчики в возрасте 10—13 лет уже работали в кузницах подмастерьями: вначале мехи качали, затем, когда силенки набирали, начинали работать молотобойцами, и только спустя года два-три начинали самостоятельно ковать несложные изделия. У кузнеца обычно был один-два ученика, один только начинает, а второй уже работает помощником.

Промышленное обучение кузнецов ручной ковки в 30 — 50-х годах велось в ФЗУ, потом в ПТУИ, и надо отметить, что училища были хорошо оснащены оборудованием и инструментом, помещения были светлыми, снабженными хорошей вентиляцией. Выпускники этих училищ распределялись в кузнечные цеха различных заводов. В 60-е годы многие училища стали закрываться под предлогом «вредности» кузнечного производства, ребятам пришлось осваивать тонкости кузнечного производства непосредственно в цехах, где условия работы были значительно хуже.

В школе пришлось налаживать кузнечное дело «с нуля». Заслуженный учитель труда Глозман Е.С. с учениками школы из металла со свалки сварили помещение кузницы размером 4 х 4 м, а затем начались проблемы: где достать вентиляторы для горна, где найти наковальни, тиски, инструмент и приспособления. Но мир не без добрых людей: кузнец 1 Московского часового завода К. Шацкий подарил несколько вентиляторов, кузнец из-под Новосибирска А. Питиримов прислал большое количество разнообразных клещей, молотков, зубил и других инструментов и приспособлений. В кузнице трамвайного депо удалось купить старинную наковальню и кузнечные тиски, а горн на два огня и различные подставки и столики для инструмента сварили из уголков на месте. И загудел горн, зазвенели наковальни, застучали молотки по раскаленному металлу.

Кончаются одни трудности, начинаются другие. Процесс обучения тяжел не столько в физическом плане, сколько в психологическом. Как заставить ребят, не привыкших вообще к физическому труду, полюбить тяжелый труд кузнеца, научить его быть властелином раскаленного металла, подчинить своей воле, заставить принимать задуманную тобой форму!

Школьники, приходя в кузницу, меняются на глазах, сразу становясь сосредоточенными и серьезными. Если в начале занятий ребята боятся подойти к горну, испытывают страх перед огнем и раскаленным металлом, то уже на второе-третье занятие они вполне уверенно себя чувствуют и не боятся раскаленного металла, подсознательно ощущая свое приобщение к древнему и таинственному труду.

Несколько занятий отводится на знакомство с оборудованием и инструментарием кузнеца, а затем ребята изучают основные свойства металлов, знакомятся со знаменитой диаграммой «железо-углерод», учатся разжигать горн и поддерживать необходимый жар в очаге. И только после постижения этих основ мы начинаем знакомить ребят с основами технологии ручной ковки. Юные кузнецы «тянут» и гнут раскаленный металл, «высаживают» и скручивают, прорубают и пробивают заготовки, одним словом, приобщаются к тайнам кузнечного мастерства.

Первое изделие у юных кузнецов — строительная скоба. Они рассчитывают длину заготовки, правят ее «вхолодную», затем закладывают в очаг и следят за температурой нагрева. Вначале даже такая операция, как нагрев, вызывает много трудностей: как правильно заложить заготовку, как обеспечить нагрев того места, которое должно быть расковано, как по цвету каления определить температуру начала ковки. Со временем вырабатывается особое чутье на время, необходимое для нагрева заготовки, ведь у ребят бывает: чуть отвлеклись — металл засверкал, сгорел. Это неисправимый брак, приходится или отрубать конец заготовки, или брать новую. Отковывая скобу, ребята знакомятся со многими технологическими приемами: оттяжка конца «круг на конус», гибка, «закрепление угла», насечка «ерша», затем такие же операции с другим концом и окончательная правка и устранение «пропеллера». Затем юные кузнецы продолжают практиковаться на более сложных однозаготовочных изделиях: крючках, каминных инструментах и других мелких изделиях интерьерного плана.

Второй — третий годы обучения уже позволяют ребятам изготавливать многозаготовочные изделия, производить соединительные операции путем сварки или клепки. Сложные работы требуют нескольких подготовительных этапов. Сначала нужно отработать рисунок в натуральную величину изделия, чтобы «смотрелся» и был технологичным — то есть, чтобы все составные части изделия можно было изготовить имеющимся оборудованием, инструментом и приспособлениями. После всесторонней предварительной подготовки начинаются кузнечные работы по изготовлению элементов изделия, а затем их сборка и окончательная отделка готового изделия.

За три - четыре года через кузницу «проходит» более ста школьников, однако увлекаются серьезно кузнечным делом один-два выпускника. Но они уже прикипают к тайнам кузнечного мастерства навечно. И будучи студентами вузов, эти ребята приезжают к нам в кузницу, участвуют в различных работах, рассказывают о своих планах, советуются.

Школьная кузница помимо основной задачи — приобщение школьников к труду — выполняет и многие дополнительные функции: сюда приезжают учителя труда из различных регионов России знакомиться с организацией кузнечного обучения, телестудии приезжают снимать «кузнечные» сцены, учащиеся театральных училищ приходят отрабатывать приемы и движения кузнеца, многие просто приходят в кузницу со своими проблемами: кому резцы надо отковать, а для кого и более сложный заказ надо выполнить.

Довольно успешно кузнецы-школьники выступали на Первой кузнечной олимпиаде молодежи и школьников в 1993 г., которая проводилась на базе школы-интерната (г. Балашиха) и в Музее кузнечной науки и техники (пос. Салтыковка) и на Первой Московской кузнечной олимпиаде школьников в 1994 г. На олимпиадах юные кузнецы ковали различные конкурсные изделия и, кроме того, отвечали на теоретические вопросы, касающиеся технологической стороны, а также связанные с историей кузнечного дела.

Важное влияние на художественный вкус юных кузнецов оказывают экскурсии на выставки кузнецов-художников. Имена многих из них хорошо известны не только в России, но и за рубежом. С 1991 по 1994 годы мы с кузнецами-школьниками посетили более 10 таких выставок: «Технология красоты» в Политехническом музее, «Кузнец — творец красоты» в Замоскворечье, персональные выставки кузнецов-художников Леонида Быкова в Политехническом музее, Валентина Воробьева в Музее декоративного искусства, Константина Шацкого в краеведческом музее г. Балашиха и ряд других.

Каждый год весной школа проводит ярмарки, и ребята выкладывают на лотки свою продукцию, среди которой преобладает кузнечная: каминные приборы, сувенирные подковы, небольшие подсвечники, ручки-стукалы и жиковины для дверей и многое другое. В 1992 г. 12 работ школьников были показаны на выставке в Канаде, а осенью 1994 г. работы школьников-кузнецов демонстрировались на ВВЦ в павильоне «Культура».

С 1994 г. между школой № 293 и Академией приборостроения заключен договор, по которому выпускники школы по результатам школьных экзаменов могут быть зачислены в Академию, а ребята, увлекшиеся кузнечным искусством, смогут продолжать обучение по специальности «Технология художественной обработки материалов».

Обучение по этой специальности в Академии приборостроения началось в 1990 г. Для технических вузов эта специальность интересна тем, что во время обучения отводится много часов таким гуманитарным дисциплинам, как история ремесел, искусство и архитектура и др. Все студенты занимаются графикой и живописью, художественной ковкой и литьем, ювелирным делом и декоративными покрытиями. Во время практики студенты общаются с крупными художниками и специалистами в области декоративно-прикладного искусства, учатся сами создавать художественные произведения. Таким образом, студенты, окончившие вуз по специальности «Технология художественной обработки материалов», будут не только хорошо разбираться в технологических процессах производства художественных изделий, но и сами смогут творить, создавая высокохудожественные произведения.

Специальность эта очень интересная, однако, чтобы поступить на нее, нужно пройти конкурс по рисунку. Поэтому всем, кто хочет посвятить себя этой новой специальности, необходимо больше времени уделять рисунку и живописи.

Несколько проще поступить в технические вузы, где «Технология художественной ковки» является специализацией. В этом случае при сдаче вступительных экзаменов не требуется проходить конкурс по рисунку, а навыки по изобразительному искусству студенты приобретают в процессе обучения. На старших курсах студенты углубленно изучают такие дисциплины, как художественная ковка, чеканка, металлопластика; на курсовых и практических занятиях под руководством опытных мастеров они осваивают секреты мастерства и самостоятельно изготовляют из металла декоративно-художественные изделия.

Часто ко мне обращаются молодые и не только молодые люди различных профессий: рабочие, инженеры, техники, студенты вузов, медики, операторы ТВ и другие с просьбой научить их ковать или устроить в бригады кузнецов-художников. В настоящее время и такая форма обучения возможна. Правда, школы художественной ковки пока нет (это пока наша мечта), но есть некоторые возможности помочь таким любителям. Во-первых, при МВХПУ (бывшем Строгановском) существуют трехгодичные курсы мастеров художественной ковки, во-вторых, в настоящее время кузнецами-художниками арендуются крупные промышленные цехи и создаются бригады по производству художественных изделий. В эти бригады набираются слесари и сварщики, кузнецы ручной и машинной ковки, разнорабочие и просто ученики. В таких кузнечных бригадах проходят практику и студенты из Академии приборостроения, обучающиеся по специальности “Технология художественной обработки материалов”.

© А.Г. Навроцкий