От промышленной ковки к художественной

Металлург 1993г. №6

Александр Иванович Малышев родился и живет в Соликамске.

В шестидесятые годы, если бы кто-то сказал, что мечтает стать кузнецом, заняться ручной ковкой, то это вызвало бы, по меньшей мере, удивление. Однако Саша Малышев, еще учась в школе, в 1967 г. побывал на экскурсии в кузнице Соликамского целлюлозно-бумажного комбината. И тогда же у него возникло желание заняться этим сколь трудным, столь и прекрасным ремеслом. Но реализовать свое желание Александр смог только после армии, в 1967 году (ведь берут-то в кузницу, в горячий цех только с 18 лет). Недолго был Александр учеником, затем — молотобойцем. Правда, с 1971 по 1979 гг. А. Малышев работал по другой профессии. Но все же он снова вернулся в кузницу, где трудится и по сию пору кузнецом свободной ковки. Вот такая это профессия — она «берет в полон» человека на всю оставшуюся жизнь.

Когда Александр узнал, что где-то в Салтыковке есть музей промышленной и художественной ковки, и что там собираются энтузиасты этого ремесла, он приехал туда, договорился с А. Зиминым (президент Союза кузнецов) и в течение месяца изучал опыт тех, кто уже достиг заметных успехов в художественной ковке. Он наладил деловые связи с коллегами и уже смог сделать первые шаги в художественной ковке.

Рис.1.Декоративные композиции на морскую тему в пос. Отрадное Ленинградской обл., сталь, диам. 1800 мм, 1989 гРис.1. Фрагмент решетки

Рис.2.Декоративные композиции на морскую тему в пос. Отрадное Ленинградской обл., сталь, диам. 1800 мм, 1989 гРис.2. Бра

«Это дало мне очень много — говорит Александр.— В 1991 г. я впервые был на фестивале кузнецов-художников, узнал много интересных, известных мастеров». А сам к тому времени уже участвовал в выставке народного творчества в Петербурге в апреле 1991 г. (затем он участвовал во второй выставке там же, в мае 1992 г.).

Александр Иванович, Ваш выбор пока — редкость. Ведь Вы — промышленный кузнец, изготовляли долгое время только детали для ремонта машин, как ручной, так и машинной ковкой, что послужило толчком к началу творческой деятельности?

— Когда в совершенстве владеешь всеми технологическими приемами, хочется попробовать свои силы в большем, особенно, когда увидел в Салтыковке — какие чудеса ребята делают. Идея совместить, параллельно заниматься и производственной, и художественной ковкой, давно не давала мне покоя.

Это помогает производственному кузнецу заполнить тот вакуум, который может возникнуть на предприятии при уменьшении производственной программы. А где взять металл? У нас в цехе — экономия металла — 8—10 т в год (за счет совершенствования технологии, реставрации инструмента и т. д.). Правда, это парадокс, но за сэкономленный металл, который используется для художественной ковки, приходится еще и платить!

Какие изделия вы изготовляете как мастер ручной художественной ковки?

— В основном это элементы интерьера: светильники — кашпо, подсвечники настольные и настенные, декоративные решетки. В основном работы выполняются по заказу (так, были оформлены интерьеры школ, магазина, гостиницы).

Александр работает как индивидуал, имеет патент. Сейчас пытается создать товарищество с ограниченной ответственностью, в которое войдут три кузнеца. Но Александр вместе с учениками выполняет работы и для благотворительных целей (для города, для церкви, для детского дома, сувениры для предприятия).

Рис.1.Декоративные композиции на морскую тему в пос. Отрадное Ленинградской обл., сталь, диам. 1800 мм, 1989 гРис.1. Фрагмент оформления кафе

Рис.2.Декоративные композиции на морскую тему в пос. Отрадное Ленинградской обл., сталь, диам. 1800 мм, 1989 гРис.2. Настольный светильник

А руководитель предприятия помогает чем-либо?

— Да. Так, были выделены средства на участие в первой выставке.

Александр, есть ли у Вас единомышленники, ученики?

— У меня была идея создать школу кузнецов. Но, по ряду причин, это пока нереально. А ученики у меня, конечно есть. Причем, может быть, в отличие от школ и профессиональных училищ, я, как и многие другие мастера-кузнецы, большое значение придаю психологической совместимости. У меня два ученика. Один из них (А. Саитгаев) — бывший сварщик, а это очень важно для современного кузнеца свободной ковки. Но я считаю, что один — плохо, два — лучше, потому что появляется элемент соревновательности, есть стимул к творчеству. Я даже гороскоп смотрю: ведь от того, под каким знаком человек родился, также зависит способность к взаимным контактам.

Хочу, чтобы и сын стал моим учеником, но ему еще нет 17 лет (а можно только в 18 лет кузнечным делом заниматься). Но, поскольку дело касается моего сына, и у него есть большое желание, то я под свою ответственность возьму его с 17 лет (они с товарищем, сыном бывшего директора комбината, уже пробовали ковать у меня в кузнице). Не оставляет мысль и о создании школы (бесплатной).

Какие планы у Вас на ближайшее будущее?

— Готовлюсь к очередной выставке в Петербурге. Собираюсь изготовить кованый столик, бар, набор для прихожей.

Вот так коротко рассказал Александр о своих делах по ручной ковке.

Но нельзя забывать, что он промышленный кузнец, работает в цехе, где нужно выполнять нормы, выполнять работы, несвойственные ему как кузнецу, но необходимые для цеха. Хочется пожелать Александру терпения, сил для преодоления всех трудностей и, наконец, создать свою школу ручной художественной ковки.

С мастером беседовала О. Новоселова