Художественный металл Николая Марченко из Нижнего Новгорода

Металлург 1993г. №8

Николай Евгеньевич МАРЧЕНКО — один из ведущих кузнецов-художников России, вице-президент Союза кузнецов России и председатель нижегородского регионального Союза кузнецов-художников.

Н. Е. Марченко проводит большую работу по сохранению памятников кузнечного искусства и ремесла в Нижнем Новгороде. Его мастерская стала своеобразным культурно-просветительским центром.

Несмотря на большую занятость чисто организационными вопросами, Николай Евгеньевич не оставил любимое ремесло, не остановился в своем творчестве — недавно он со своими коллегами закончил большую работу по изготовлению решеток для реставрируемого Царского павильона (конец XIX века).

В этом журнале мы познакомим читателей с образцами творчества Н. Е. Марченко.

Фото Н. Марченко

Фото Н. Марченко

С раннего детства Николай Евгеньевич познал красоту линии, затем в институте постигал законы рисунка и волшебство цвета. Однако настоящее вдохновение пришло к Николаю, когда он почувствовал власть над металлом: под ударами молота нагретый металл становился мягким, как глина, и из него можно было изготовить разнообразные изделия, предметы быта, подсвечники, дверные ручки и решетки, и, наконец, цветы.

Целыми днями бродил он по старым улицам и переулкам города, рассматривал ограды и козырьки над подъездами, изучал секреты ковки старых мастеров. Многим кузнечным приемам Николай научился, работая молотобойцем у кузнецов-профессионалов. Постепенно Н. Марченко пришел к выводу, что настоящим мастером художественной ковки можно стать лишь тогда, когда организуешь свою кузницу и будешь сам в ней ковать. Началось хождение по инстанциям, которое хорошо известно всем кузнецам-художникам. Наконец, на одном из Волжских спусков удалось найти небольшой участок с полуразрушенными зданиями. Однако потребовалось немало усилий, чтобы закрепить за собой эти развалины. Все свободное время и средства приходилось тратить на строительство кузнечной мастерской, и сейчас она уже приобретает законченный вид.

Настоящий мастер не может жить без творчества, и Николай изыскивал любые возможности для создания произведений искусства. А если эти произведения еще и прибавят красоту родному городу — удовлетворение вдвойне. Н. Марченко выполняет ряд заказов для театров и других общественных зданий. Так, для театра кукол он отковал витражи, для театра юного зрителя — люстры, декоративные композиции.

Рис.1. Витраж театра кукол. Сталь, цветное стекло. Авторы Н. Марченко, А. ЛисинРис.1. Витраж театра кукол. Сталь, цветное стекло. Авторы Н. Марченко, А. Лисин

Рис.2. Люстра. Сталь, латунь (ковка, сварка)Рис.2. Люстра. Сталь, латунь (ковка, сварка)

Рис.3. Композиция «Муза», Нижегородский ТЮЗ. Медь (дифовка, сварка)Рис.3. Композиция «Муза», Нижегородский ТЮЗ. Медь (дифовка, сварка)

Много внимания Николай уделяет созданию и небольших изделий для интерьера: каминных наборов, подсвечников, пепельниц. Но и эти вещи Марченко выполняет на высоком технологическом и эстетическом уровне.

Рис.4. Подсвечники. Сталь (ковка)Рис.4. Подсвечники. Сталь (ковка)

В настоящее время Николай Марченко много времени и сил отдает Нижегородскому Союзу кузнецов-художников: организует заказы, помогает молодым кузнецам стать мастерами, способствует строительству новых кузниц.

Большое внимание Н. Марченко уделяет охране памятников кузнечного искусства и ремесла. По его инициативе было принято решение Горисполкома об организации выставки старинных кузнечных изделий на площадке перед мастерской (Почтовый съезд, д. 13 а). Началась тяжелая собирательная работа: со сносимых зданий снимались балконные решетки, ограды, козырьки, двери и ворота. На это понадобилось много средств, сил, но шедевры были доставлены на площадку.

Какого «металла» здесь только нет! Модерн конца XIX — начала XX вв., классицизм, русский стиль XVIII в. и многое другое. Помимо крупного архитектурного металла Н. Марченко собирал и мелкую кованую пластику: подковы, замки, дверные скобы (жиковины), ручки-стукала, флагодержатели и др. Центральный зал своей мастерской он предназначил для музея кузнечного искусства и ремесла.

Мастерская далеко еще не оформлена. Строятся отдельные кузница и механический участок, благоустраивается территория, но мастерская уже является своеобразным культурным центром города. Здесь собираются художники, артисты, ученые и специалисты. Устраиваются научные дискуссии, звучат музыка, песни, стихи.

Заглядывают на «огонек» и школьники. Они с интересом знакомятся с кузнечным мастерством, изучают образцы старинных оград, предметов быта.

Рис.5. Стойка с каминными приборами. Сталь (ковка)Рис.5. Стойка с каминными приборами. Сталь (ковка)

Однако, несмотря на многочисленные организационные дела, Николай продолжает чисто творческую работу мастера художественной ковки. В настоящее время со своими коллегами он закончил большую работу: ковку решеток для Царского павильона (конец XIX в.).

В заключение хочется отметить, что практически все большие работы Н. Марченко направлены на благоустройство Нижнего Новгорода — это или реставрационные работы на памятниках истории и культуры, или работы, вносящие неповторимую оригинальность в типовую современную застройку.

©А. Г. Навроцкий