Рыцарские доспехи в ХХ веке

Металлург 1992г. №8.

Андрей Алексеевич Минаков родился в 1952 году. С детства увлекался техническим моделированием и конструированием. После окончания школы служил на флоте. Когда вернулся из армии, пошел трудиться подземным проходчиком и больше не расставался с производством, испробовав не одну рабочую профессию. А все свободное время — техническому творчеству. И поскольку Андрей с детства увлекался историей оружия и вооружения — отечественного и западноевропейского, то можно считать закономерным его окончательный выбор в творчестве — воинские доспехи.

 Рис.1. А.А. Минаков

Рис.1. А.А. Минаков

Сначала он проверял свои возможности, работая с металлом, изготовлял в домашних условиях отдельные фрагменты доспехов. И когда стал этим заниматься серьезно, понял, что не хватает знаний. Решил все изучить «в натуре», ездил во многие города России, Западной Украины и Прибалтики и др. В музеях на подлинных предметах изучал особенности конструкции, механики и изготовления доспехов. Читал много литературы по вооружению. Первый рыцарский доспех в натуральную величину начал изготовлять в 1982 году. Делал он его вечерами в подвальчике ВНИИ автогенмаша (место его работы), где ему разрешили заниматься любимым делом. Андрею пришлось изготавливать весь необходимый инструмент, который он отрабатывал на реальном материале. Много экспериментировал. Результатом творческих поисков явился полный рыцарский доспех. На всю работу ушло 6 лет! После этого Андрей ушел из НИИ, и уже все свое время посвящал изготовлению доспехов.

Случайно узнал о Союзе кузнецов, с тех пор он деятельно участвует в фестивалях и праздниках кузнецов-художников, демонстрируя свои уникальные изделия.

Следует отметить, что А. Минаков, воспроизводя конструкцию и механику доспехов определенной эпохи и народа, никогда не копирует их внешнего вида. Он импровизирует, изготовляя доспехи по мотивам того или иного стиля, эпохи. Так что внешний вид — это творчество автора.

Минаков изготовлял вооружение для нескольких фильмов («Приключения Квентина Дорварда», «Рыцарский замок», «Ермак» и другие).

Сейчас Андрей оказался без мастерской. Поэтому он перешел на более простую в технологическом отношении программу — изготовление кольчатых доспехов. И здесь тот же кропотливый труд, эксперименты, поиски... Но Андрей, уже сформировавшийся мастер, и здесь он достигнет того же совершенства, что и в кованых доспехах. Его мастерство не осталось незамеченным. Он — лауреат Всесоюзного фестиваля народного творчества 1987 г.

Предлагаем читателям рассказ о персональной выставке А. Минакова в Политехническом музее.

Большинство из нас в школьные годы читали Вальтера Скотта, особенно нравился роман «Айвенго». Романтика средневекового рыцарства захватывала и очаровывала (конечно, рыцари были разные — и завистливые, и подлые). Душевное благородство героя романа было для нас вне всякого сомнения. А рыцарские турниры — яркие, красочные, описаны автором так, как будто он сам был их участником. Вспомним, как, по словам автора, начинались турниры: отводилось огромное пространство, грандиозные трибуны украшались флагами, знаменами, роскошными драпировками; на самых видных местах красовались король с королевой, а вокруг них восседала знать; наряды сверкали всеми цветами радуги. На поле — целый лагерь разноцветных шатров со своими штандартами. У входа в шатры — оруженосцы, которые держали в руках сверкающие щиты своих рыцарей. Вокруг ристалища несметное количество народа. Из своего шатра выезжал блистающий стальными доспехами рыцарь. Перья плюмажа раскачивались над его шлемом. Огромное копье сжато стальной рукавицей. Рыцарский конь также великолепен — грудь и голова закованы в сталь, пышная попона опускается почти до земли. Король дает знак, гарольды провозглашают имена или девизы сражающихся, раздаются звуки рога. Турнир начался! И вот уже летят в бешеной скачке кони навстречу друг другу...

Расцвет рыцарства приходится на XII — XIV века, однако в книгах мы встретим упоминание о рыцарях и в XVI и в XVII веках. Для рыцаря считались обязательными не только военное дело, но и определенные моральные нормы: смелость, верность долгу, благородство по отношению к женщине. Это являлось составной частью рыцарского воспитания, которое включало в себя семь добродетелей: верховую езду, фехтование, владение копьем, плавание, охоту, игру в шашки, сочинение и пение стихов в честь дамы сердца.

Трубадуры во Франции и миннезингеры в Германии создали целый цикл учтивой рыцарской литературы. Это далекая средневековая история. Однако и по сей день высоко чтутся моральные стороны рыцарства — благородство по отношению к женщине. Мы и сегодня говорим о таком мужчине: «Он — рыцарь». Есть еще одна сторона, привлекающая наше внимание к этому периоду истории,— высокое искусство мастеров, делавших защитное вооружение (рыцарские доспехи).

Скифы — это тоже далекая история, однако мы с восхищением рассматриваем скифское художественное золото не потому, что это драгоценный металл,— нас поражает талант древних мастеров, высокое искусство ремесленников.

У средневековых мастеров, ковавших рыцарские доспехи, есть чему удивляться и поучиться. Они ковали не просто красивые шлемы или латы, но и необыкновенно прочные. Сама форма и способ изготовления (обработка металла) должны были служить главной цели — «держать» удар копья или меча. Именно функциональность каждой детали рыцарских доспехов являлась главным принципом при их изготовлении.

Теперь представьте себе, что Вы приходите в Политехнический музей в Москве и видите стенд с экспозицией рыцарского защитного вооружения XV—XVI веков. Доспехи в идеальном состоянии, празднично сияет полированная поверхность шлемов, панцирей, поножей, щитов, лат. Невольно задаешься вопросом — когда это сделано? Оказывается, в 1981 — 1991 годах, т. е. в конце XX века! Первое, на что обращает внимание зритель,— это безукоризненное мастерство. И сразу возникают вопросы — кто сделал, как сделал и с какой целью?

На эти вопросы нам поможет ответить сам мастер, выполнивший доспехи, московский кузнец-художник Андрей Алексеевич Минаков. Представленные работы выполнены в технике холодной ковки (дифовки), без нагрева металла. Основой формообразования является проковка металлического листа на стальной наковальне специальными молотками. Холодная ковка позволяет обрабатывать разнообразные листовые металлы: углеродистую, легированную и нержавеющую сталь, титан, бронзу и т. д. Наиболее предпочтительны для обработки «твёрдые» листовые металлы толщиной 1 — 3 мм. В отдельных случаях возможна обработка более толстого листа.

В отличие от чисто декоративных работ, при изготовлении защитного вооружения важна прочность получаемых деталей. Особенность холодной ковки состоит в том, что процесс обработки идет без нагрева и отжига металла, что увеличивает трудоемкость, но зато позволяет получить высокопрочные объемные детали разнообразных конфигураций с помощью простейшего ручного инструмента.

А. Минаков изучил и использовал приемы ручной холодной ковки, применявшиеся в средние века, изготовил инструменты и выработал ряд новых приемов. Большое внимание уделялось способам работы, позволяющим при ковке «глубоких» деталей (шлем, нагрудник, налокотник) сохранить функциональную толщину металла по всей поверхности для повышения стойкости к внешнему удару. Для контроля за ходом ковки, изменением толщины металла экспериментальные детали засверливались в контрольных точках. Для получения более полных данных часть деталей распиливалась по всей длине. «Постепенно,— рассказывает Андрей,— в процессе экспериментальных ковок удалось определить толщину детали, не прибегая к разрушающему контролю (сверление, распиловка и т. д.)». В итоге Минаков нашел приемы ковки, обеспечивающие изготовление объемных цельнокованых предметов с минимальными колебаниями толщины по всей площади детали.

>Рис.2. Нагрудник готический (по мотивам XVI в.)

Рис.2. Нагрудник готический (по мотивам XVI в.)

Рис.3. Шлем готический (по мотивам XVI в.)

Рис.3. Шлем готический (по мотивам XVI в.)

Процесс работы над рыцарскими доспехами условно можно разделить на следующие основные этапы:
     - эскизная разработка;
     - выкройка заготовок из металлического листа;
     - ковка заготовок холодным способом (основная ковка на 4/5 всего объема, бархатная ковка, т.е. придание окончательной формы и отделка поверхности);
     - шлифовка, полировка.

Наряду с технологическими проблемами талантливый кузнец решил конструктивные вопросы, определил принципы подвижности частей и элементов доспехов. Основная задача, которую решал А. Минаков,— освоение технологии холодной ковки, изучение функциональных особенностей деталей защитного вооружения. Для Андрея в данном случае сам «процесс» выполнения был важнее получения готового изделия. Поэтому изначальной целью не являлось точное копирование какого-либо конкретного образца.

Представленные работы выполнены «по мотивам», характерным для определенного исторического периода. Такой подход позволил обобщить наиболее интересные и сложные для освоения формы и узлы полевого доспеха (Feldharnisch).

Рис. 4. Доспех рифленый (по мотивам XVI в.)

Рис. 4. Доспех рифленый (по мотивам XVI в.)

Конечно, здесь мы рассказали лишь о результате работы А. Минакова, но, чтобы прийти к этому результату, потребовалось длительное, кропотливое знакомство с литературой, музейными экспонатами. К сожалению, в литературе много внимания уделяется внешним особенностям рыцарских доспехов, а кузнецу надо было не это, надо было «дойти до самой сути». Музейные экспонаты могли бы быть в данном случае полезнее, но доступ к ним настолько затруднен, что легче дойти до всего самому.

Так А. Минаков и сделал, путем опытов и проверок (на себе) отработал соединения элементов для обеспечения подвижности на ремнях и с помощью клепок разных типов: на поворот, на люфт, на сдвижку. Уже много позже, когда он получил определенную известность в среде работников музеев и кузнецов-художников, он получил возможность подробнее ознакомиться с музейными экспонатами. Оказалось, что в средние века мастера использовали те же приемы соединения элементов! И хотя мастеру пришлось потратить много времени на постижение этого сложного вида прикладного искусства, удовлетворение от сделанного, подтверждение правильности выбранных методов — высшая награда художнику. А благодарные современники оценят его труд и талант.

Кстати, Андрей Минаков, одев на себя собственноручно изготовленные доспехи, демонстрирует степень подвижности всех соединений элементов защитного вооружения.

Рис.5. Андрей Минаков демонстрирует подвижность доспехов, изготовленных им из стали (холодная ковка)

Рис.5. Андрей Минаков демонстрирует подвижность доспехов, изготовленных им из стали (холодная ковка)

Мы рассказали о кузнеце-художнике и новой экспозиции в Политехническом музее. Конечно, перефразируя старую русскую пословицу, лучше один раз увидеть, чем сто раз прочитать.

 

©В. Ледзинский, А. Теличко

Фото А. Менкова