Мир образов Майкла Маллесона

Металлург 1992г. №8.

Английский кузнец Майкл Маллесон посетил Россию, Украину и Эстонию в ноябре 1991 г., чтобы установить контакты с коллегами. При общении с кузнецами-художниками Маллесон узнал о том, что в журнале «Металлург» постоянно публикуются материалы о кузнечном ремесле и о самих кузнецах-художниках, их творческой манере. И когда ему предложили написать о себе и своих творческих планах и делах, он с радостью согласился это сделать.

 Рис. 1. Майкл Маллесон

Рис. 1. Майкл Маллесон

«Меньше значит больше»,— этой фразой великого немецкого поэта и философа И.-В. Гете я могу выразить суть своего творчества. Я работаю один в своей студии, которая находится при моем доме в маленькой деревне на юго-западе Англии. Деревня старинная, дома стоят уже по 400 лет, и эта особая атмосфера определяет мои ощущения и качество работ.

15 лет назад я оставил карьеру школьного учителя и стал кузнецом. В то время практически не было возможности обучаться мастерству, так что я вступил на долгий путь самообразования. С самого начала я знал, что должен работать на максимально высоком уровне и в дизайне, и в конструкции — ниже, означало предать все то, что было заложено в меня моими родителями, предать собственный талант и способности.

Я работал в полной изоляции до тех пор, как помог основать Британскую Ассоциацию кузнецов (BАBА), явившуюся первой организацией в Англии, целью которой было поддержать кузнецов, объединить их и содействовать высококачественной работе. На различных встречах и конференциях я все больше узнавал людей, получал поддержку и помощь своих коллег. У меня появилось желание путешествовать по различным странам для знакомства с художниками-ремесленниками. Благодаря этим контактам я познакомился со многими новыми идеями, философскими взглядами и школами мастерства

В Германии я узнал о том, что старые традиции там живы и успешно совмещаются с тре­бованиями современной архи­тектуры и технологии.

В Америке заново «открыли» работы Самюэля Еллина, и, не сковывая себя старой тради­цией, развивают новую, опи­рающуюся на свободное исполь­зование и варьирование свойств и возможностей горячего желе­за. Видел я и работы мастеров Франции, Японии, Финляндии, Италии, Чехо-Словакии, Австрии и других стран.

Однако наиболее сильное влияние оказала на меня Германская школа, в особенности работы Пауля Циммермана, которые отличаются простотой, достигаемой сочетанием форм с дизайном; они выражают идею изделия в зависимости от места ее расположения. Все это я хотел бы использовать в своем собственном творчестве.

Рис.2. Дровница для каминаРис.2. Дровница для камина

Рис.3. Древние кельтские фигуры собак для огняРис.3. Древние кельтские фигуры собак для огня

Рис.4. Церковный светильникРис.4. Церковный светильник

Мои работы очень разные: это и солидные художественные заказы и небольшие предметы домашнего обихода для частных лиц. Кроме того, у меня есть долгосрочная программа экспериментальной работы — композиции, все составляющие которой подчинены единой развивающейся теме. Две сегодняшние мои темы — это пересечение кругов параллельными линиями и жизнь скульптуры в пространстве.

Рис.5. Стальные ворота, Винчестер, Хемпшир, Англия.Рис.5. Стальные ворота, Винчестер, Хемпшир, Англия.н

Рис.6. Столешница. ФрагментРис.6. Столешница. Фрагмент

Рис.7. Центральный узел цепи люстры. Высота 30 смРис.7. Центральный узел цепи люстры. Высота 30 см

Рис.8. Люстра. Сталь, бронза, оленьи рога. Дувр, АнглияРис.8. Люстра. Сталь, бронза, оленьи рога. Дувр, Англия

В этих двух темах я стараюсь воплотить свои творческие идеи, использовать собственный опыт и расширить границы моих технических возможностей. Мои постоянные искания направлены на сокращение числа средств выразительности — сведение к минимуму конструкций, форм, с тем, чтобы вещь сама выражала свою суть, жила. Ведь к изобразительному и конструктивному решению той или иной творческой идеи легко что-то добавить, гораздо трудней установить тождество идеи и формы вещи, определить, без чего можно обойтись и избавиться от этого. Поскольку пространство и форма неотделимы друг от друга, сосуществуют в изделии, то для его выразительности они одинаково важны. Поэтому необходимо достигать их гармоничного соотношения. Кроме того, важно учитывать световые качества поверхности, так как свет, тень и цвет — средства, с помощью которых мы воспринимаем окружающий нас мир.

Рис.9. Подсвечник. Высота 25 смРис.9. Подсвечник. Высота 25 см

Рис.10. Традиционные английские садовые ворота. Высота 2,1 м, ширина 2,5 мРис.10. Традиционные английские садовые ворота. Высота 2,1 м, ширина 2,5 м

Рис.11. Садовая аркаРис.11. Садовая арка

Простота, форма, пространство, свет — эти основные составляющие всего моего творчества присутствуют в каждой работе, независимо от ее содержания. Содержание — это выражение потребностей заказчика и мой ответ на них, или обращение к проблемам окружающей среды через экспериментальные работы, или то, что необходимо для внутреннего покоя и гармонии.