Львовский гефест

Металлург 1992г. №2

Кузнец Олег Боньковский живет и работает во Львове. «Чтобы понять, что меня вдохновляет,— говорит Олег Витальевич,— достаточно выйти на узкую львовскую улочку». Средневековая старая часть города — своеобразный музей изделий из металла. Уличные фонари и кованые двери, балконные решетки и поручни лестниц, ограды и ворота — вот она, вековая слава безымянных литейщиков и кузнецов, живущая и поныне в отблесках старой бронзы, глубокой черноте чугуна, матовой патине меди и олова.

Рис.1

Рис.1

Львов — город прекрасной архитектуры, богат великолепными произведениями кузнецов самых разных эпох, начиная с XIII — XIV веков до наших дней. Конечно, быть в таком городе известным мастером художественного металла не так-то просто. И свое подлинное призвание О. Боньковский нашел не сразу.

Одаренный юноша увлекся лепкой. Окончил скульптурное отделение художественного училища. Но в какой-то момент он ощутил «чудо» литого стекла, его покорили переливы красок старинных витражей. Увлечение было таким сильным, что он поступил на отделение художественного стекла Львовского института декоративно-прикладного искусства. Витраж — это и стекло, и цвет, и металл. Заинтересовался живописью. И все же окончательный выбор он остановил на работе с огнем и молотом — искусстве кузнеца. Здесь он достиг подлинных вершин мастерства.

Он поэтично «рассказывает» об этом в своем произведении «Дерево кузнечного ремесла», выполненном для санатория «Карпаты». На этом дереве — вся жизнь: солнце, колосья, подсолнух, ключи, серпы, молотки, щипцы, флюгеры, вывески, кованые и прорезные узоры, птицы, кони, подковы, ковка на наковальне...

Рис.2. Дерево кузнечного ремесла. 1989 г. 268X300. Сталь, ковка.

Рис.2. Дерево кузнечного ремесла. 1989 г. 268X300. Сталь, ковка.

Велика популярность Олега Боньковского в Закарпатье. Это видно по тем заказам, которые он выполнял: уличный художественный металл, оформление интерьеров, музейные экспонаты, работа для выставок, камерные произведения. Земляк Боньковского, мастер слова Роман Лубкивский, посвящает свои стихи «Олегу Боньковскому, кузнецу-поэту железа».

Кому — кофейня, а кому — Мацеста,

Кому — футбол... что ж, всяк свое берет.

А я отправлюсь к Львовскому Гефесту —

Пускай перо мое перекует.

Прервем стихи и вернемся к работам Олега Витальевича.

Витраж «Иван Федоров» выполнен для Острожского историко-культурного заповедника (Ровенская область). Выбрав металл как основу своего творчества, мастер не замкнулся в узких рамках обработки этого материала, его идея — создать гармонию металла со стеклом, да так, чтобы цвет вошел в эту гармонию тактично, сдержанно, не нарушая, а дополняя задуманный образ первопечатника. Все это он воплотил в своем витраже. Это несомненная удача автора.

Рис.3. Витраж «Иван Федоров». 1979 г. 126X60X4. Литое стекло, железо, медь, чеканка.

Рис.3. Витраж «Иван Федоров». 1979 г. 126X60X4. Литое стекло, железо, медь, чеканка.

Торшер на шесть свечей «Поставец» — экспонат Львовского музея народной архитектуры и быта. При изготовлении торшера использованы стальные стержни различного сечения. Основной несущий элемент — стойка — скручена (торсирована). Зрительную остроту создает отсутствие поперечных связей в верхней части торшера. Это необычное решение.

Торшер «Розетка» также выполнен ручной ковкой. Использован прием сплетения двух стержней квадратного сечения (16*16 мм). Основание и чашечка под свечи — также скрученные в спираль прутки. Детали соединены фигурными хомутами. Сложность исполнения заключается в необходимости зеркального повторения правых и левых завитков, а также в сплетении стойки, так как оба стержня должны быть нагреты равномерно (при малейшем несоблюдении этого условия получается брак, исправить который невозможно).

Рис.4. «Розетка» — торшер на одну свечу. 1987 г. 145X72X28. Железо, ковка.

Рис.4. «Розетка» — торшер на одну свечу. 1987 г. 145X72X28. Железо, ковка.

Декоративная ваза «Паук» наряду с работами «чистой» изобразительности относится к произведениям ассоциативного плана. Конечно, в ней есть прямая ассоциация с пауком и, в то же время... ничего общего с конкретным пауком нет. Основная идея — создать нестандартную декоративную вазу простой и ясной конструктивной формы.

Рис.5. Декоративная ваза «Паук». 1978 г. 34X48. Железо, ковка.

Рис.5. Декоративная ваза «Паук». 1978 г. 34X48. Железо, ковка.

Оформление входа в кафе «Урарту» выполнено ручной ковкой из стальной полосы и листового железа толщиной 3 мм, фигуры пастушка, птицы и голова быка — выколоткой. Приступая к исполнению заказа, мастер основательно изучил изобразительное искусство той местности Армении, на территории которой когда-то было древнее государство Урарту.

Рис.6. Оформление входа в кафе «Урарту». 1982 г. 400X230. Железо, ковка, выколотка.

Рис.6. Оформление входа в кафе «Урарту». 1982 г. 400X230. Железо, ковка, выколотка.

О. Боньковский не просто перенес элементы армянского орнамента в центр Львова, а творчески осмыслил структуру, существо самого строя национальной ковки, проявив глубокое понимание существовавших традиций. Вход имеет традиционное для армянского зодчества арочное завершение, обрамленное надписью названия кафе на армянском и украинском языках. Шрифт подобран с таким тактом, что надпись смотрится как одно целое. Орнаментальные мотивы и изображения птиц, головы быка и трубящего пастушка выполнены на основе изучения архитектуры и резьбы по камню пещерного монастыря Гегард, основанного в IV столетии в ущелье реки Гарни, в 40 км от Еревана. Пастушок в центре композиции — своеобразный символ кафе, он весело трубит в рог, приглашая гостей в уютный уголок, где они найдут все для приятного отдыха.

Светильники для буфета АТП Львова выполнены по типу затененного освещения стойки бара. Кованые цепи, подвески и скобы создают своеобразный орнамент вокруг одинаковых по форме фонарей. Различная высота подвески и светящиеся круги в корпусе светильников превращают всю композицию в своеобразную игру световых пятен.

Рис.7. Светильники для буфета. 1983 г. Железо, ковка.

Рис.7. Светильники для буфета. 1983 г. Железо, ковка.

Интересны и люстры, созданные О. Боньковским. В качестве примера рассмотрим люстру Музея истории религии во Львове. Ее образное решение строго подчинено существующей архитектуре: зал музея имеет сводчатый потолок и высокие стрельчатые арки. При изготовлении применены различные кузнечные приемы: центральный стержень торсирован, на «лепестки» зубилом нанесен растительный узор, отверстия выполнены пробивкой, элементы соединены хомутами.

Мы рассказали всего о нескольких работах львовского кузнеца Олега Витальевича Боньковского, хотя число его работ увеличивается с каждым годом.

Мастер постоянно выставляет свои произведения на областных, зональных и республиканских выставках. Работы Боньковского экспонировались в выставочных залах Вильнюса и Москвы. Много его работ в музеях и общественных зданиях Киева, Львова и Львовской области, Ровенской области, в городах и поселках Молдовы.

Тепло и с большой любовью отзываются о нем и его труде земляки (Р. Лубкивский):

...Пусть труд пребудет добрым и полезным:

Подсвечник. Роза ли. Витраж иль жирандоль.

Но чтоб железо это не железно

Вошло в переплетенье наших доль...

... Олег, открой! Впусти на зов горнила,*

 Налей и мне железного вина...

©В.С. Ледзинский

А.А. Теличко

 * Перевод с украинского Г. Глазова