Художник-кузнец Марков о себе и своем творчестве

Металлург 1992г. №10.

Я родился в 1947 году в семье военнослужащего в Гатчине, что находится в 45 км от Санкт-Петербурга. А отец мой, Михаил Борисович Марков, родом из Дорогобужа (Беларусь). От него я узнал, что мой прадед имел в Дорогобуже свою кузницу и работников, звали его Петр Мороз-Темный. Он делал сани, коляски и различную бытовую утварь. Прадед прожил недолго, его сын Борис Петрович взял кузницу в свои руки в 13 лет от роду. В 1907 году дела в кузнице пошли плохо, и Борис Петрович вместе со своей артелью поехал на заработки сначала в Тифлис, а затем в Польшу. Там они занимались ремонтом паровых котлов и выполняли различные кузнечные работы. Дед женился на полячке, после чего вернулся в родной город. В 1927—1928 годах он служил кузнецом в кавалерийском полку, что стоял тогда в Дорогобуже, а в 1929 году переехал вместе с семьей в Москву. Здесь он устроился работать кузнецом в ЦАГИ, где и проработал до конца дней своих (1954 год). Хотя отец имел некоторые способности к изобразительному искусству, много рисовал и писал маслом, он в юности увлекся авиацией и стал летчиком. И не удивительно — в доме было много разговоров о летном деле. В 1949 году он был репрессирован (по печально известной 58 статье) и пробыл в лагерях до 1953 года. Сейчас он живет в Москве.

И снова о себе. Способности к изобразительному искусству у меня появились рано, но заняться этим серьезно я решил только после окончания восьмого класса средней школы и в 1962 году поступил в среднее, тогда оно называлось Таврическое, художественное училище в Ленинграде, закончил три курса и бросил... Пошел работать в группу дизайна конструкторского бюро управления местной промышленности. Там занимался пром-графикой, проектированием товаров народного потребления, разработкой новых образцов ювелирных и галантерейных изделий. В 1968 году поступил на вечерний факультет промышленного дизайна ЛВХПУ им. Мухиной (в то время еще не было факультета «Художественная обработка металла»). Вечером учился, а днем работал. За это время сменил много мест работы; занимался проектированием станков, приборов, интерьеров, средствами наглядной агитации, пробовал себя в архитектуре, графике, живописи.

В 1971 году окончил ЛВХПУ и начал работать главным художником сельско-строительного комбината. Начиная с 1965 года и вплоть до 1990 года в свободное от работы и учебы время занимался ювелирным делом, освоил многие приемы и достиг определенных успехов, но подспудно, хоть я и не знал, что это наследственная черта, у меня возникло желание попробовать себя в кузнечном деле. Жили мы тогда в поселке Тайцы около Гатчины в стареньком жактовском доме. Во дворе сложил из кирпича горн, который пришлось самому изобретать — настоящего-то я никогда не видел. В качестве дутьевого аппарата использовал пылесос «Вихрь», за который получил взбучку от матери и от жены. От умершего тестя мне досталась маленькая наковальня 16 кг весом, а остальной инструмент сделал сам.

Изготовлял очень простенькие подсвечники, электросветильники, украшения из железа, меди, латуни, дарил их друзьям и сдавал для продажи в Лавку художника на Невском проспекте. Это было подспорьем для семейного бюджета. В 1966 году у меня родилась дочь, а в 1972 году — сын.

Рис.1.Декоративные композиции на морскую тему в пос. Отрадное Ленинградской обл., сталь, диам. 1800 мм, 1989 гРис.1. Декоративные композиции на морскую тему в пос. Отрадное Ленинградской обл., сталь, диам. 1800 мм, 1989 г.

Рис.2.Декоративные композиции на морскую тему в пос. Отрадное Ленинградской обл., сталь, диам. 1800 мм, 1989 гРис.2. Декоративные композиции на морскую тему в пос. Отрадное Ленинградской обл., сталь, диам. 1800 мм, 1989 г.

Но только в 1989 году я стал работать в группе главного архитектора на Гатчинском ДСК, где имел возможность построить кузницу с настоящим горном, с большой наковальней и пневматическим молотом. Начал проектировать и изготовлять декоративные композиции для оформления интерьеров комбината, для новых застроек в Ленинградской области и других регионах страны. Объемы работ стали увеличиваться, мастерство расти. В конце 1990 года ко мне пришел работать Виктор Малявкин (слесарь, электрогазосварщик) и с 1991 года — мой сын Даниил. Мы стали получать интересные заказы на изготовление решеток для окон и дверей, фонарей, оборудование каминов, козырьки над входом и вывески для коммерческих магазинов. Но коммерческие заказы не вытеснили из нашей программы творческую работу, каждый из нас делает свои работы для выставок и конкурсов. С 1989 года постоянно участвуем во всех фестивалях кузнецов в Салтыковке, занимаем призовые места на конкурсах. Немаловажно и то, что мы наладили хорошие товарищеские отношения с кузнецами из многих уголков бывшего СССР, Польши, Англии, Голландии, со скульпторами из Германии. Обмен творческими идеями и опытом помогает нам в поисках новых решений, расширяет границы творчества.

Рис.3. Композиция «Свадебный подарок», сталь, 700*320*40 мм, 1991г.Рис.3. Композиция «Свадебный подарок», сталь, 700*320*40 мм, 1991г.

>Рис.4. Декоративная композиция «Задумчивый рыцарь», сталь, 650*320*120 мм, 1978 г.Рис.4. Декоративная композиция «Задумчивый рыцарь», сталь, 650*320*120 мм, 1978 г.

Рис.5. Настольный подсвечник «Тет а Тет», сталь, стекло; 260*150*150 ммРис.5. Настольный подсвечник «Тет а Тет», сталь, стекло; 260*150*150 мм

Рис.6. Фонарь (г. Славутич, Украина), сталь, стекло; 2000*1000 мм, 1990 г.Рис.6. Фонарь (г. Славутич, Украина), сталь, стекло; 2000*1000 мм, 1990 г.

Рис.7. Декоративная композиция из двух подсвечников «Две птицы», сталь, 100*300*300*300*350*650, 1990 г.Рис.7. Декоративная композиция из двух подсвечников «Две птицы», сталь, 100*300*300*300*350*650, 1990 г.

Рис.8. Подсвечник для камина, сталь, 300*300*180 мм, 1989 г.Рис.8. Подсвечник для камина, сталь, 300*300*180 мм, 1989 г.

С 1991 года нашу бригаду взяло под административную опеку акционерное общество «Камерон», мы являемся его подразделением, имеем юридическое лицо. АО «Камерон» обеспечило нас рекламой, рынком сбыта, материалами и оборудованием. Сейчас мы работаем вчетвером — нам стал необходим администратор. Этим делом занимается Леонид Гофунг. Я выполняю всю проектную работу, делаю образцы, ищу новые приемы в работе и обучаю остальных. Мы мечтаем о собственной большой и хорошо оборудованной кузнице, правда, пока это нереально — очень сложно и дорого.

Но человек живет надеждой. И, думаю, у нас хватит терпения и сил для осуществления своей мечты.

 

Рассказ мастера записала

О. НОВОСЕЛОВА

Фото автора, Л. БОГДАНОВА, К. БУША