Немного о Кубачи

Металлург 1992г. №1

В переводе означает — ветвь, и «МАРХАРАИ» — заросль. «Тутта» — стилизованная ветка или несколько ветвей с симметрично расходящимися разветвлениями, узор «мархарай» более динамичен и включает в себя спирали.

В рисунках преобладают сочетания геометрических фигур и растительного орнамента из гибких и вьющихся ветвей. Строгость рисунка и декоративную насыщенность узора подчеркивало чернение гравировки или чеканки в изделии, чернь и различные виды насечек. Насечки по железу, серебру, кости или рогу демонстрировали высокий уровень профессионального мастерства.

Ярко и выразительно искусство кубачинских златокузнецов и ювелиров проявилось в изготовлении изящных украшений с рельефными вставками из искусственных и натуральных камней, жемчуга и бирюзы в обрамлении черни и филиграни с чернью и позолотой. Изысканные филигранные пояса, застежки с узорными пряжками стали неотъемлемой частью праздничного убранства народного костюма.

Широкое распространение техники насечки из золота по металлу и кости в старинных ружейных центрах Дагестана оказало сильное творческое влияние в середине XIX века на зарождение и развитие нового вида народного искусства — серебряной насечки по дереву в селе Унцукуль. Национальные художественные традиции Дагестанского народного искусства до сих пор бережно сохраняются мастерами Кубани, являясь источником подлинного вдохновения для современных художников-ювелиров этого горного края.

Персональная выставка дагестанского народного мастера из аула Кубачи, художника-ювелира Магомедова Гаджи-Бахмуда Магомедовича, проходившая в 1991 году во Всероссийском музее декоративно-прикладного и народного искусства, открыла для многих удивительный мир произведений одного из старейших дагестанских златокузнецов. На ней впервые были представлены произведения, созданные художником на протяжении почти более полувекового творческого  пути и хранящиеся  в музеях Москвы и Дагестана.

Работы художника:

Рис.1. Ваза с узким горлом. Серебро, чернь, гравировка, оксидировка. Музей Кубачинского художественного комбината

Рис.1. Ваза с узким горлом. Серебро, чернь, гравировка, оксидировка. Музей Кубачинского художественного комбината

Рис.2. Ваза «Поэты Дагестана». Серебро, гравировка, чернь. ДММИ.

Рис.2. Ваза «Поэты Дагестана». Серебро, гравировка, чернь. ДММИ.

Магомедов рано узнал цену той виртуозной легкости работы с металлом, которой славились известные мастера. Он сам родился в семье потомственного мастера-ювелира. Отец и старшие братья, как многие кубачинцы, работали златокузнецами. С семи лет он постоянно проводил свое время около отца, братьев и дяди, интересовался их работами, пробовал сам выполнять простой орнамент на медной пластине. С двенадцати лет, как и многие его сверстники, Гаджи-Бахмуд идет работать в артель учеником-гравировщиком.

Рано потеряв отца, Магомедов продолжает работу и учебу под присмотром старейших мастеров артели, постепенно овладевая всеми техниками обработки металла, что необходимо для признания своими учителями и получения звания златокузнеца. Большого мастерства достиг Гаджи-Бахмуд Магомедов в исполнении сложнейших, трудоемких техник, требующих особой осторожности и навыка. В его работах виртуозная гравировка и филигрань сочетаются с тонкими по цвету эмалевыми вставками, резьба по кости с золочением и черневым узором. Постоянное стремление совершенствовать свое мастерство заставляет художника осваивать старинные, почти забытые в наше время, художественные приемы, такие как насечку золотом по стали, железу и кости.

Более полувека отдал художник своему любимому делу. В его творчестве воплотилась вся глубина и богатство орнамента, присущие дагестанскому народному искусству, но в то же время, каждое его произведение пронизано острым современным звучанием, новым осмыслением национальных традиций.

Рис.3. Декоративная тарелка «Весна». Серебро, чернь, гравировка. МКХК.

Рис.3. Декоративная тарелка «Весна». Серебро, чернь, гравировка. МКХК.

Творчество Магомедова Г-Б.М. получило широкое признание не только в нашей стране, но и за ее пределами. Украшением отечественных музейных коллекций и многочисленных зарубежных экспозиций, по достоинству, стали изысканные произведения этого замечательного художника. Знаком признания мастерства и таланта стали многочисленные призы, которыми отмечены его работы на выставках, в различных странах мира и на Родине.

© Б. Брюзгина

Всероссийский музей декоративно-прикладного и народного искусства