Художественный металл Виктора Цигаля

Металлург 1992г. №1

В предыдущих номерах журнала мы рассказывали о мастерах художественного металла, работающих только в этой области. На этот раз познакомим читателей с живописцем и графиком, Заслуженным художником РСФСР Виктором Ефимовичем Цигалем, который работает с металлом, находит свои выразительные решения, во многом необычные для художественной ковки или чеканки.

Рис.1. Виктор Цигаль в мастерской

Рис.1. Виктор Цигаль в мастерской

Рассказать в небольшой статье обо всех работах художника практически невозможно — здесь и живопись маслом, и графика, и акварель, и рисунок, и скульптура малых форм, и керамика, и иллюстрации детских книг, и изделия из металла. Последние пятнадцать лет В.Е. Цигаль увлеченно работает над сложными композициями из металла, оригинальное пластическое решение которых, своеобразно сочетающее принципы графики и объемной пластики, разработано им самим. Он создает из листового металла остросюжетные и экспрессивные сцены времен гражданской войны, например, композиции «Ночная переправа» и «Легенда», наполняя декоративные произведения высоким содержанием.

Не менее сложные тематические и пластические задачи были поставлены им в композициях «Первый трактор» и «Красногвардейцы». В последней композиции изображены бойцы отряда (рабочий, солдат из крестьян, студент, интеллигент и другие). Каждая из фигур имеет свой образ и «вылеплена» не из податливого материала — глины, гипса или пластилина, а вырезана, выгнута и сварена из металла. Композиция выделяется из подобных работ мастера не только своим компактным внешним объемом, но и сочетанием металлических плоскостей и глубинных проемов между ними, благодаря чему образуются как бы «лепящие» форму тени, достигается своеобразная экспрессия. Сочетание выпуклых и вогнутых плоскостей дает возможность зрительно воспринимать изображение человеческой фигуры как объемное. Этот принцип был положен в основу композиции «Субботник», полной мягкого юмора и точных бытовых наблюдений.

Рис.2. Композиция «Субботник»Рис.2. Композиция «Субботник»

За работы, выполненные в технике металлопластики: «Красногвардейцы», «Первый трактор» и «Субботник» В.Е. Цигалю была присуждена Государственная премия РСФСР имени И. Репина 1987 года.

Однако любовь художника к прикладному искусству родилась значительно раньше. О себе он рассказывает: «Меня давно привлекали изделия, вещи, предметы. В молодые годы я учился на электромонтера, работал в столярной и слесарной мастерских. Это очень помогло в дальнейшем. Начав с проволоки, как с продолжения штриховой графики, я делал своеобразные «рисунки в воздухе». Это были изображения животных и птиц. Потом к контурам добавился объем (керамика), затем листовые выкройки из металла. Сначала создавались чисто функциональные вещи: фонари, люстры, подсвечники... Затем я перешел к объемным тематическим работам...».

Творчески используя контраст линии и пятна, линии и плотной формы, мастер, со свойственной ему фанатической привязанностью к животным и смелой фантазией, превращал обычные вещи — фонари, подставки под цветы, подсвечники и даже дверные задвижки и ручки — в сову, ослика, лошадку, верблюда, собачку... С удивительной свободой и лаконизмом создает художник из гнутой проволоки их прозрачный контур, подчеркивая при необходимости, объем этой «графической скульптуры» плотной формой керамики.

Простота и лаконизм изделия — это результат большого и упорного труда. Художник делает массу натурных зарисовок, доводя, порой, характерные черты модели до гротеска, затем из бумаги, картона, пенопласта или латунного листа выполняет макеты отдельных частей задуманных произведений, и когда, наконец, найдено то единственное выразительное решение, из которого больше ничего нельзя убрать, приступает к окончательному выполнению работы в металле.

Сравним рисунок борзой и работу В. Цигаля в металле — «Борзая»,— убраны все мелочи, обобщен контур, оставлено только самое существенное. Этот принцип красной нитью проходит во всех работах, выполненных им в металле, металле в сочетании с керамикой, деревом, металлопластике и кованом металле. В работах мастера все выверено до миллиметра.

Рис.3. «Борзая-лежащая» (рисунок)

Рис.3. «Борзая-лежащая» (рисунок)

В качестве примера приведем две декоративные вставки для балюстрады — «Рыбы» и «Белка». Вставка «Рыбы» привлекает внимание чередованием плоскостей из листового металла прихотливой формы и прозрачных промежутков.

Рис.4. Декоративные вставки для балюстрады Воронежского заповедника – «Рыбы» и «Белка», 1973 г.

Рис.4. Декоративные вставки для балюстрады Воронежского заповедника – «Рыбы» и «Белка», 1973 г.

Общая форма рыб одинакова и, казалось бы, композиция должна быть однообразной, скучной. Но этого не происходит — все элементы композиции разнообразны по своим очертаниям. Композиция «Белка» построена по иному принципу — плотно заполненный силуэт белки и сквозные криволинейные пространства круга. Технически это просто — стержневой каркас и приваренный (или припаянный) по контуру листовой металл, на котором чеканкой создана необходимая фактура поверхности. Однако этот простой технический прием может дать удивительные результаты, если композиция детально продумана и безукоризненно исполнена.

В этом отношении показательно обрамление круглого зеркала, выполненное В. Цигалем из полосового черного металла и листа. «Зеркало с кораблями» имеет форму квадрата с размерами сторон 112 см. По углам изображены чеканные парусные корабли и буквенные обозначения сторон света: N, S, W, О. Это своеобразный символ кругосветного путешествия. Между кораблями с четырех сторон зеркала изображены стилизованные волны и дельфины. Полные морской романтики мотивы возвращают нас к страницам рассказов и повестей А. С. Грина. Технически оно исполнено по тому же принципу — стержневой каркас и приваренный по контуру листовой металл, на котором выколоткой выполнена необходимая форма и фактура поверхности. В данном случае заполнены листовым металлом контуры кораблей и дельфинов. Изображения волн оставлены «прозрачными», без заполнения.

Рис.5. «Зеркало с кораблями», 1971 г.

Рис.5. «Зеркало с кораблями», 1971 г.

По такому же принципу создано обрамление другого, на этот раз овального зеркала, названного автором «Зеркало с каретой». Обрамление исполнено в духе классических традиций, состоит из двойной рамы с типичным для классицизма ромбическим орнаментом и узлами перевязок стальных полос, поставленных на ребро. Изнутри контуры кареты, кучера, коня и других деталей зеркала заполнены листовым металлом. Зеркало подвешено на двух цепях.

«Графическая скульптура» выполнена в технике, не требующей сложного оборудования. Художник делает рисунок задуманного изделия на бумаге, а затем, глядя на него, терпеливо гнет малоподатливую сталь, применяя простейшие инструменты — тиски, молоток, плоскогубцы, круглогубцы, клещи ножницы, напильники и паяльник. Соединения элементов выполняются пайкой (или сваркой), законченные изделия обычно покрываются черной темперой или подсолнечным маслом с последующим обжигом. Мастер работает с различными материалами — проволокой, листовым металлом, стеклом, керамикой, камнем и др.

Все произведения В.Е. Цигаля проникнуты оптимизмом, человечностью и добротой. Простые и красивые в законченном виде, они рождают у нас невольный вопрос — можем ли и мы сделать что-нибудь подобное? — и желание попробовать свои силы.

А вдруг и у Вас есть талант, не проявившийся до сих пор? Попробуйте, читатель.

© В. Ледзинский,

А. Теличко