Рассказы о мастерах. Беланов и его друзья

Металлург 1991г. №7

Часто бывает, что в процессе работы по своей профессии мы наталкиваемся на что-то, что нам особенно по душе, по складу нашего характера, соответствует или затрагивает какую-то, лежащую под спудом до поры до времени, мечту. Возникает такое ощущение свободы, что кажется — нет ей ни преграды, ни предела...

В предыдущих номерах журнала мы рассказывали о творчестве Е.М. Рысина, о его великолепных сосудах, выполненных из латунного листа. Всю жизнь, выполняя самые разнообразные заказы, он возвращается к своим, никем не заказанным, сказочной красоты сосудам. На этот раз мы намерены рассказать о таком же энтузиасте, ленинградском профессиональном кузнеце АНАТОЛИИ НИКОЛАЕВИЧЕ БЕЛАНОВЕ.

Фотография А.Н. Беланова

Фотография А.Н. Беланова

Каких только заказов он не выполнял! Его работы — художественный металл, можно увидеть в домах отдыха, дворцах бракосочетания, клубах, музеях, домах культуры и др. Но самое заветное, работы для души — литье и ковка небольших по размеру скульптур и композиций. Эти произведения он хранит дома, с трудом с ними расстается, и то ненадолго, разве что на выставку, и ждет не дождется, когда вернутся все до единой.

Случилось так, что одну из его композиций — «Птичий рынок» захотела приобрести Третьяковская галерея. Честь-то какая! Разве откажешь? И стало в квартире Беланова не хватать чего-то... Нет клетки, переполненной веселыми кувыркающимися птицами. Скучал, скучал, а потом не выдержал и стал делать для себя вторую композицию «Птичий рынок», но не копию, в ней 67 птиц (немного меньше, чем в первой), да и птицы другие, хоть размер примерно одинаков — 40*20 см (копию своей работы Беланов просто не может сделать). Он ежедневно, ежечасно в постоянном творческом поиске. Его интересует все: судьба планеты, экология, борьба добра и зла, милосердие, литературные герои, животный мир... Как-то в разговоре он заметил: «...темы моих композиций не замкнуты, они имеют только начало. Возьмем, к примеру, композицию «Я и мои друзья». Главная фигура композиции — литейщик. Он льет из ковша в форму расплавленный металл, а от него в разные стороны разбегаются звери. Я их всех люблю, отливаю новые, добавляю...»

Милосердие (бронза, литьё): гусенок Анди (США) с башмачками на поврежденных лапах; бобер с костылями; марабу с восстановленным клювом

Рис.1. Милосердие (бронза, литьё): гусенок Анди (США) с башмачками на поврежденных лапах;
бобер с костылями; марабу с восстановленным клювом

«Птичий рынок» — поддон и остов клетки, но символической — ведь прутьев в ней нет. Это птичий дом — они и в нем, и на нем, и в поддоне, как в кормушке.

  Композиция «Птичий рынок» (бронза, латунь, литьё, сборка, пайка) Рис.2. Композиция «Птичий рынок» (бронза, латунь, литьё, сборка, пайка)

  Литейщик из композиции «Я и мои друзья» (бронза, литьё) Рис.3. Литейщик из композиции «Я и мои друзья» (бронза, литьё)

 Композиция «Капля моря»: плоскость листов кувшинок — это отметка поверхности воды, стебли, идущие со дна — это по идее тот же каркас «клетки», что и в «Птичьем рынке». Теперь это не птичий, а водяной дом, в котором на гибких подвесках размещены рыбы, они могут быть самыми разными по форме, цвету, обработке поверхности, их можно дополнять, заменять, они двигаются от любого дуновения или толчка.

Однажды нашел Анатолий Николаевич камень и, глядя на него, увидел он образ одинокой сосны на скале. Долго в рисунках искал мастер форму сосны, ее размеры, материал, а затем отлил бронзовую сосну и закрепил на камне. «В Карелии и камень, и сосна в самой природе встречаются часто,— говорит Беланов. Можно делать много таких сувениров, отлить по найденной форме сосну и подобрать разные камни. Так как сосна по разному «сядет» на разные камни — одинаковых сувениров не будет».

Так же бесконечна и тема «Литературные герои». В маленькой, в несколько сантиметров фигурке, мастер ищет образ. Вот лупа, в ее «стекле» портрет знаменитого сыщика Шерлока Холмса. Вот пушечное ядро, а на нем уютно устроился барон Мюнхаузен. А бравый солдат Швейк выглядывает прямо из пивной кружки, правда кружка по-солдатски сделана из снарядной гильзы. Двадцать образов литературных персонажей создал Беланов. Один из них — Дон-Кихоты — интересен как по содержанию, так и по технологии исполнения — это ковка, сварка и наплавка. Дон-Кихот — воплощение добра, в левой вытянутой руке держит ветряную мельницу — олицетворение зла, а в правой — рыцарское копье; добро не должно быть беззащитным. Рядом стоит еще один рыцарь. Мы спросили Беланова: «Почему два Дон-Кихота?» Он рассмеялся и ответил: «Я хочу, чтобы в нашей жизни Дон-Кихотов было как можно больше».

Дон-Кихоты (сталь, ковка)

Рис.4. Дон-Кихоты (сталь, ковка)

Теперь, вероятно, самое время рассказать о технологических «секретах», которые использует Анатолий Николаевич в своих работах. Они удивительно просты и доступны. Правда для начала нужно нарисовать и вылепить то, что задумано воплотить в металле и камне, иметь определенную долю фантазии для того, чтобы, например, в камне, имеющем форму стручка, «увидеть» будущего грустного Водяного с трезубцем в руках. Ну а дальше все просто. Нужно вылепить из воска и прикрепить к камню-стручку все детали Водяного: хвост, руки, голову, трезубец. К этой модели приложить восковой литниковый стояк и закрепить его на полусферической подставке. Чтобы при отливке изделия расплавленный металл не проникал в стенки формы, на восковую модель Водяного кистью наносится разведенная водой до консистенции сметаны смесь гипса с маршаллитом (1:1). Теперь модель помещают в жесткую опоку (ею может служить консервная банка или кусок водопроводной трубы). Из гипса и песка (1:2) и воды готовят формовочную смесь и заливают ее в опоку. Смесь застывает, модель Водяного полностью покрыта этой массой, на поверхность выходит только восковой конец стояка. После этого полусферическую подставку удаляют, опоку с формой и моделью помещают в муфельную электропечь полусферической полостью вниз, где при температуре около 600°C из формы выплавляется воск, его остатки выгорают и, если посмотреть в литниковые отверстия, там видны как бы горящие свечки. Опока накаляется до приобретения розового цвета. Металл — латунь, бронза, цветной лом (в зависимости от замысла) плавится в горне и льется в установленную на центрифугу форму до тех пор, пока он не заполнит литниковый стояк и частично воронку, образованную полусферической подставкой. Десяток раз прокручивается центрифуга (30—40 секунд достаточно, чтобы металл полностью заполнил все пустоты). Через 3—4 минуты форма опускается в горячую воду и формовочная масса разрушается. Металл, заполнявший литник, отпиливается, отлитое изделие чеканится, все дефекты зачищаются. Отливка готова для дальнейшей отделки.

Водяной (бронза, камень, литьё)

Рис. 5. Водяной (бронза, камень, литьё)

Беланов любит делать все своими руками. Однажды ему пришлось выполнить кованые фонари для Музея Северо-Западной Руси в Иван-городе. Для этих фонарей потребовались самодельные, ручной работы стекла с шероховатой фактурой поверхности. Стекла мастер готовил в муфельной печи. На керамической плитке он из шамота создал соответствующий замыслу рисунок — концентрические круги. Затем на рисунок положил стандартное четырехмиллиметровое стекло, поставил в печь. При высокой температуре стекло плавилось и принимало нужный, старинный рисунок, затем остывало вместе с муфельной печью. Получилось своеобразное матовое шероховатое стекло, гармонирующее с общей формой фонарей.

Много интересных работ выполнено мастером, много задумок еще не воплощено в изделия. То, о чем здесь рассказано, лишь незначительная часть его творчества. Диапазон интересов Анатолия Беланова чрезвычайно велик — это и кованые произведения большого масштаба, различные панно и витражи — художественный металл в сочетании со стеклом, работы в ковке и литье на темы милосердия и философские, литературные герои и т. д.

Живопись и рисунок занимают немалое место в его творчестве. В рамках журнала обо всем не расскажешь, это будет сделано в готовящейся монографии о творчестве мастера. Здесь же нам хотелось рассказать в основном о тех работах Беланова, которые выполнялись в технике литья, и получили признание не только в нашей стране. Его работы экспонировались в музеях и на выставках во Франции, Швеции, Голландии. Пожелаем же мастеру творческих успехов!

© В. ЛЕДЗИНСКИЙ, А. ТЕЛИЧКО