…Я просто рисую металлом

Металлург 1990г №1

Е. Иванова Фото А.В. Матвеева

 

 

  Гамлет — так подписывает свои работы Амаяк Айрапетян — мастер художественной ковки, один из ярких представителей воз­рождающегося ремесла кузнечного дела. Такой псевдоним — не поза или желание привлечь внимание, просто именно так звучит в переводе его имя — Амаяк.

А внимание привлекают в первую очередь его произведения. Тонкие, изысканные линии, прихотливые узоры в гармоничном сочетании с монументальностью и набатной силой струя­щегося металла ярко выражают индивидуаль­ность автора композиций, кузнеца из Армении Амаяка Айрапетяна — Гамлета.

Родился в Ленинакане, в семье рабочего, детей было пятеро. В доме отца была большая библиотека, и мальчик часами зачитывался книгами и листал альбом по живописи. Но тогда еще у него не было какого-либо явно направ­ленного интереса к живописи или ваянию. По- настоящему увлечение архитектурой и живо­писью появилось уже в художественном учи­лище, куда он поступил сразу после школы, выбрав специальность — чеканщик. Препода­ватель Амаяка, заметив явный талант юноши, рекомендовал ему продолжать заниматься этим видом искусства.

 

 01.jpgРис. 1 – Ворота разрушенного детского сада

  

 02.jpg03.jpg

Рис. 2-3 - Композиция «Трагедия»

  И в 1979 году Амаяк Айрапетян приехал в Ленинград и поступил в ЛВХПУ им. В. И. Му­хиной. Учась на третьем курсе, он был на практике в ГДР, где заинтересовался современным направлением художественной ковки. В 1986 г. Амаяк окончил училище по спе­циальности художественной обработки метал­ла. Его дипломная работа — панно на тему «Искусство» для Центра детского эстетического воспитания (26-метровая композиция, только главная деталь которого «летящая муза» вы­полнена в половину человеческого роста), оце­нена на «отлично» с рекомендацией воплоще­ния в жизнь этой декоративной композиции.

Председатель жюри IV Всесоюзного фестива­ля кузнецов — заведующий кафедрой художе­ственной обработки металла ЛВХПУ
им. В.И. Му­хиной, лауреат Государственной премии А. П. Изотко, оказывается, был преподавате­лем Амаяка в училище, и он так отозвался
о молодом мастере: «Амаяк был моим любимым и одним из самых способных учеников».

 В 1977 году А. Айрапетян создал кооператив «Урарту», специализирующийся на художе­ственном оформлении интерьеров, экстерьеров, благоустройстве парков города Ленинакана, и с тех пор он там работает. Ныне кооператив «Урарту» усиленно занимается восстановле­нием разрушенного землетрясением города и одновременно ведет подготовительную работу по проведению фестиваля кузнецов в Армении, в Ленинакане. Этот город традиционно считает­ся городом кузнечного дела, здесь есть еще такие мастера, которые могут отковать карету целиком — от болтика до колес. Да, хороших мастеров в Ленинакане много, но художник- кузнец — только один А. Айрапетян. Фести­валь кузнецов в Ленинакане планируется про­вести в нынешнем году, и кооператив «Урарту» будет спонсором этого фестиваля.

 

 

 Рис. 4-5 – Детали оформления Центра детского эстетического воспитания

Центра детского эстетического воспитания

Рис. 4-5 – Детали оформления 

Центра детского эстетического воспитания

 Кооператив выполняет государственные и частные заказы. Шесть месяцев работал Амаяк над композицией «Декоративный цветок» (скульптура 6-метровой высоты, весом три тон­ны), но при землетрясении эта работа погибла, порадовав людей своей красотой всего лишь около двух часов. Разрушены также и ворота «Флора и Фауна» детского садика (их размер был 3X4 метра) — они были раздавлены гусе­ницами бульдозера при проведении спасатель­ных работ. Обидно то, что эти произведения искусства разрушены не землетрясением и мог­ли быть сохранены. Можно было спасти то, что не пострадало от стихийного бедствия.

На восстановление разрушенного сейчас на­правлена творческая мысль мастера А. Айра­петяна. Его искусство многопланово — это и скульптура, и настенное панно, и люстры, и бра. На вопрос, как удается ему достичь такой силы выразительности в работах, Амаяк ответил: «Металл — самый выразительный ма­териал, из него можно сделать все. Я просто металлом рисую...».

В настоящее время Амаяк работает над се­рией на тему «Трагедия».

— Мне трудно отрешиться от этой наболев­шей мысли, так как всю боль моего народа пережил, видел, пропустил через себя.

Амаяку Айрапетяну 29 лет. У него жена и двое детей. Чудом они спаслись во время землетрясения. По счастливой (?) случайности в это время Амаяк был в командировке в Ле­нинграде, а его жена с детьми выпрыгнула из окна с высоты двухэтажного дома.

 

 

 Жизнь художника интенсивна и насыщена творческими планами. По словам А. Айрапетяна, он работает «по 36 часов в сутки», испол­няя свои композиции от нуля до полного завер­шения в натуральную величину. Сначала вычерчивается проект на бумаге, эскиз, рису­нок углем, красками, затем делается картон в натуральную величину, и только потом из­делие окончательно отковывается. Очень любит Амаяк такой материал, как металл. Именно этот материал он использует наиболее часто, включая в него стекло, литье, наряду с живо­писью и керамикой.

Мастер работает в полную силу, считая, что «делаешь тем больше, чем больше себя нагружаешь».

На прошлом — III Всесоюзном фестивале кузнецов А. Айрапетяну была заказана работа на тему «Атом». Она признана лучшей работой конкурса и была приобретена ЦНИИТ-машем для оформления фойе института.

© Е. ИВАНОВА

Фото А.В. Матвеева