Кованый лепесток в память о Ливадии

Металлург 1990 г. №8 

Есть определенная группа туристов, которая обязательно стремится привезти из мест своего отдыха что-нибудь необычное, но тесно связанное с местом пребывания. А так как сувенирные киоски предложить ничего оригинального не могут, то туристам приходится добывать эти сувениры самим. Посещая, например Греческие Афины, туристы откалывают кусочки мрамора от Парфенона, а наши любители сувениров, восхищаясь красотой Ливадийского дворца в Крыму, стараются отломать лепесток кованой розы от ворот Итальянского дворика.

 

 01

Рис.1. Ажурные кованые ворота на входе в Итальянский дворик

 Весной этого года в Музей кузнечной науки и техники пришла телеграмма с просьбой срочно отреставрировать уникальное произведение кузнечного искусства XVIII века. Для выяснения фронта работы и определения утрат в Крым выехали сотрудники музея.

Чтобы полнее представить себе красоту и значимость для дворца кованых ворот, необходимо сказать несколько слов и о Ливадии в целом. Этот прекрасный ансамбль, один из ценнейших памятников архитектурного и паркового искусства Крыма, расположен на восточном склоне горы Могаби в непосредственной близости от центра Ялты.  Ливадийский дворец — летняя резиденция царя Николая II, был построен по проекту архитектора   Н. П. Краснова в период 1910—1911 гг. (всего за 17 месяцев!). Дворец окружен удивительным по красоте парком с богатейшей коллекцией средиземноморских растений, в который вписаны маленькие фонтанчики, беседки, копии греческих скульптур, декоративные вазы, кованые фонарики.

Торжественность просторным залам и кабинетам дворца придают лепные украшения, узорчатая резьба по мрамору и дереву, витражи и пышная драпировка.

Всемирную известность Ливадийский дворец приобрел в советское время.  В 1925 г. он стал первым в стране крестьянским санаторием,  в   1945 г. с 4 по 11 февраля проходила Крымская (Ялтинская) конференция глав правительств трех союзных во Второй мировой войне держав — СССР, США, Великобритании, на которой была принята «Декларация об освобожденной Европе».

При строительстве дворца Итальянский дворик, расположенный в центре здания, был задуман как «световой фонарь» для окружающих помещений и место отдыха. Снаружи здания вход осуществлялся через ажурные уникальные по своей красоте ворота.

История их такова: князь Юсупов привез ворота из Италии. Ковали их кузнецы из г. Вероны в 1750 году. Князь подарил ворота Николаю II для установки их в Ливадийском дворце. Во дворце имеются и другие кованые изделия — оконные решетки, откованные уральскими умельцами; «флорентийские» фонарики, изготовленные московскими мастерами.

 

 Как отмечалось вначале, воротам постоянно наносится ущерб туристами, и их все время приходится реставрировать. Несколько лет назад ворота реставрировали украинские реставраторы, а в настоящее время утраты настолько значительны, что кроме реставрации, может быть, придется изготовить и копию этих ворот, установить их, а подлинник поместить в экспозиции музея. Музей кузнечной науки и техники и Союз кузнецов СССР в этом году проводят отбор высококвалифицированных кузнецов-художников для проведения всех работ по восстановлению уникального художественного изделия.

© А. НАВРОЦКИЙ

директор музея кузнечной науки и техники